Форум » Творим своими руками » Златоустовская гравюра на металле история и современность. » Ответить

Златоустовская гравюра на металле история и современность.

Светлана: Этот старый уральский город с таким звучным именем Златоуст и сегодня не оставляет равнодушным никого. Э то город высококачественной стали, с которым связаны судьбы выдающихся металлургов России и где во все времена не переводились мастеровые люди. Но не только этим знаменит он. Златоуст-Родина уникального декоративного искусства – гравюры на стали. Это и просто красивый город, хотя шедевров архитектуры здесь нет. Если Вы окажетесь в Златоусте осенью, непременно пройдитесь по его горным улочкам, поднимитесь на Косотур. Отсюда откроется весь старинный район, к которому со всех сторон сошлись белостенные новостройки. Над Вами будет высокая голубизна неба, внизу - золото пожелтевших берез по склонам гор и притихшая, словно вороненая, гладь пруда. Всмотритесь, запомните все это. Потом после посещения краеведческого музея увидите золотые узоры, бегущие по синеватой поверхности металла, поймете, откуда Златоустовские мастера черпали свое вдохновение. Поймете, что только здесь – и нигде больше, могла родиться гравюра на стали. И согласитесь ,что не поэтический вымысел, а жизненная правда звучит в монологах героя драматической легенды К.Скворцова «Ущелье крылатых коней» Ивана Бушуева Я и в горы шел……. Я и с ветром говорил, Узор для новой сабли возникал, И туча тихо, словно пес кудлатый, На прежний не похожий.… Так искусством, У ног моих ласкалась… Птицы вести Искусством обратилось ремесло Несли с вершин далеких… И тотчас Далеких предков… Уникальное искусство златоустовской гравюры на стали зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия в виде сюжетных миниатюр, размещённых на плоскости стального клинка. Появление этого искусства было связано с созданием в Златоусте в 1815 году Оружейной фабрики, которая по замыслу создателей, должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота. Прежде, чем продолжить разговор о златоустовской гравюре, отметим одно важное обстоятельство, касающееся холодного оружия: во все времена клинки (мечи, сабли, шпаги и т. п.) были не только оружием, но и являлись символами чести и достоинства военного человека, символами власти правителя. И если для боевой функции клинка были важны, прежде всего, его качественные характеристики как оружия (острота, твёрдость, гибкость и проч.), то для символической — главную роль играл внешний вид (красота, символическо-художественный образ, если хотите). Поэтому и украшали холодное оружие изящной гравировкой, драгоценными камнями, и порой меч и шашка становились подлинными произведениями искусства. И эти две функции клинка (боевую и символическую) были вынуждены учитывать любые производители холодного оружия. Не явилась исключением в этом плане и Златоустовская оружейная фабрика. У истоков Для работы на этой фабрике правительство пригласило немецких оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия, сложившиеся к этому времени в Западной Европе. В Златоусте начался интересный процесс своеобразного слияния западноевропейской и русской традиций, в результате чего искусство украшения клинков обогатилось новыми технологическими приемами и приобрело новые формы. Это в дальнейшем привело к возникновению «златоустовского» стиля, златоустовской школы авторского украшенного оружия, отличной от утвердившей европейской школы. Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков новой Оружейной фабрики были Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людвиг (сын) Шафы. Они применяли для украшения клинков технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому стальной иглой процарапывался рисунок, а затем производилось травление кислотой. По условиям контракта Шафы должны были обучать своему мастерству русских учеников, но долгое время уклонялись от выполнения этого пункта. Только в конце 1817 года под давлением горного начальника Златоустовских заводов А. Ф. Фурмана Шафы приняли первую группу учеников. Русские «ученики» (И. Бушуев, П. Тележников, Е. Бушуев, И. Бояршинов, Ф. Стрижов, М. Тележников) быстро освоили европейские технологические приёмы украшения оружия и пошли дальше, впервые рисуя лаком изображение на металле, такой рисунок после травления выступал рельефно, приобретая объём. Не отказались местные мастера и от стальной иглы, которая позволяла наносить дополнительные штрихи и контуры для большей выразительности рисунка. Характерным для златоустовских мастеров стало уважительное отношение к металлу, использование при украшении клинка красоты металлической поверхности, или гладко отполированной, «белой» плоскости, или же выявляющей красоту узора дамаска или литого булата. Уже в начале 1818 года в Петербург была отправлена первая (пробная) партия оружия из 19 клинков, украшенных русскими мастерами без участия шафов. Клинки получили высокую оценку и с 1818 года всё оружие на фабрике украшалось златоустовскими мастерами, а Шафы вскоре покинули Урал и осели в Петербурге. Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия считается Иван Николаевич Бушуев. После отъезда Шафов из Златоуста в 1823 году он становится ведущим художником Оружейной фабрики. На небольшой по размеру поверхности клинка легендарный мастер мастерски располагал многофигурные композиции, которые по художественной значимости не уступали батальным полотнам живописцев того времени. На бушуевских клинках буквально «оживали» батальные сцены периода Отечественной войны 1812 года, он воспевал в своих произведениях героизм русского солдата, патриотизм и гордость за Отечество. В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев, воплощая в этих образах свои идеалы. Одним из любимых античных мотивов И. Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас, как символ творческого горения. Полтора века спустя эту бушуевскую символику использует другой художник — В. П. Жариков, создавая герб Златоуста. Однако в выборе сюжетов Бушуев не ограничивался одной военной тематикой. Так в 1824 году он использовал для украшения парадной сабли серию миниатюр, в которых запечатлел все основные этапы изготовления холодного оружия — от поисков и добычи руды до поднесения готовых образцов. Этот клинок был в 1826 году подарен знаменитому английскому полководцу герцогу Веллингтону во время его визита в Петербург (ныне клинок находится в мемориальном музее Веллингтона в Лондоне). Вершиной творчества И. Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века стало так называемое «Древнее вооружение», комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет с 1830-го по 1834 год по эскизам Бушуева, он же вместе с И. П. Бояршиновым, скульптором Л. К. Лукиным, резчиком М. Я. Пелявиным, полировщиками Г. Гра и Д. Н. Ронжиным, кузнецом Д. Вольферцом и другими мастерами доводил изделия до желаемого совершенства. При украшении доспехов использовались все техники гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике — травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка. В 1834 году готовые доспехи были вручены делегацией Златоустовской оружейной фабрики четырнадцатилетнему наследнику престола цесаревичу Александру (будущему императору Александру II), долго время они хранились в Эрмитаже, а в 1928 году были переданы Златоустовскому краеведческому музею, в экспозиции которого сегодня и находятся. Достойным продолжателем бушуевских традиций стал соратник И. Н. Бушуева И. П. Бояршинов. При украшении клинков он широко использовал орнаменты, включавшие изображения уральских трав и цветов, сцены охоты и анималистические сюжеты. Роль П. П. Аносова в становлении уникального искусства Значительную роль в становлении златоустовской гравюры на стали сыграл и Павел Петрович Аносов. После окончания в 1817 году Горного кадетского корпуса он приехал в Златоуст и уже в октябре 1819 года был назначен смотрителем отделения украшенного оружия Оружейной фабрики. В этом производственном подразделении тогда работало около двадцати человек, в том числе Иван Бушуев и Иван Бояршинов, которые сегодня по праву считаются основоположниками златоустовской гравюры на стали. Павел Петрович Аносов не обделён был талантом художника, на что ещё в Горном кадетском корпусе обратил внимание учитель рисования Х. Ф. Редер — именно по его представлению кадет Павел Аносов был награждён эстампом «за доброе поведение, отличное прилежание и успехи в рисовальном искусстве». И более чем вероятно, что Аносов, будучи руководителем отделения украшенного оружия, не только в полной мере оценил талант Бушуева или Бояршинова, но и сам предлагал художникам-граверам какие-то конкретные сюжетные композиции. Не будем забывать, что получив блестящее университетское образование в Горном кадетском корпусе, Павел Петрович уж никак не меньше Бушуева или Бояршинова разбирался и в мифологии и во многом другом. Сопоставим, например, и такие факты. В ноябре 1824 года Аносов завершает «Описание Златоустовской оружейной фабрики», выполненное по предписанию Департамента горных и соляных дел. А вот, что пишет в своей монографии «Златоустовская гравюра на стали» один из первых серьёзных исследователей этого вида искусства М. Д. Глинкин: «Среди оружия, относящегося к 1824 г., есть два клинка, миниатюрные композиции которых убедительно свидетельствуют о двух тенденциях в искусстве Златоуста: одной, исходившей сверху, другой — вызванной потребностью художников рассказать о той жизни, какой они ее видели и знали. На обоих клинках были последовательно показаны все процессы производства холодного оружия. Но разница между картинами состояла в том, что если на одной добывающими руду, плавящими сталь, кующими и полирующими клинки, грузящими оружие на баржи изображались «путти» — обнаженные дети, персонажи классического искусства, то на другой показывалось, как такие же действия выполняют работные люди». Отвлечёмся от «двух тенденций» (работа Глинкина вышла в 1967 году и несла некий отпечаток идеологии того времени) и сосредоточимся на том, что на клинках «были последовательно показаны все процессы производства холодного оружия». Все процессы производства! По сути дела эти клинки могут рассматриваться как своеобразная художественная иллюстрация к упомянутой выше работе Аносова. Уж не сам ли Павел Петрович подсказал эту идею художникам-граверам? Тем более, что и клинки, и «Описание Златоустовской оружейной фабрики» по хронологии создания совпадают (1824 год!). А знаменитое «Древнее вооружение» — вершина творчества И. Н. Бушуева. Ведь эти рыцарские доспехи, первоначально предназначавшиеся наследнику российского престола великому князю Александру, создавались на протяжении четырёх лет (1830—1834) большим коллективом художников и оружейных мастеров. И что, такая работа не была в поле зрения Аносова, который в это время был помощником директора (в переложении на современные понятия — заместителем), а затем директором Оружейной фабрики? Это важнейший-то правительственный заказ! Поверить в это просто невозможно. Можно полагать, что роль П. П. Аносова в первоначальном этапе развития златоустовской гравюры на стали весьма велика, хотя и не исследована с исчерпывающей полнотой. Став горным начальником и директором Оружейной фабрики и получив при этом значительно большие возможности для реализации своих идей, Аносов не оставил без внимания и художников-граверов. Вот что об этом пишется в книге «Гравюра на стали из Златоуста» (издание вышло в 1994 году, его авторами стали О. М. Гриер, Б. С. Самойлов и В. А. Ячменёв): «Большое внимание Аносов уделял поискам новых технологий украшения клинков. Поиск шел и на Оружейной фабрике, и в иных местах. В 1834 году эфесный мастер Василий Южаков и клинковый кузнец Карл Вольферц с двумя рабочими Дятловым и Ивановским по заданию Аносова отправились на Кавказ. Там Вольферцу предстояло у оружейного мастера Карамана Элиарова освоить технологию получения сварочного булата, а Южакову изучить искусство насечки и чеканки. Кавказская природа, гордые и искусные во многих ремеслах люди, населявшие край, очаровали уральских мастеров. Подолгу разглядывали они кувшины и блюда знаменитых чеканщиков и с большим пристрастием — оружие. Тонким затейливым узором бежала по клинкам серебряная насечка. Казалось, что не руки мастера создали этот узор, а родился он вместе с металлом в огненном чреве горна. Вернувшись домой, Южаков с жаром принялся внедрять новое дело. Насечка серебром и золотом требовала колоссального терпения. Один из наиболее искусных мастеров насечки Василий Николаевич Костромин (работал на оружейной фабрике в конце XIX века) за двенадцатичасовой рабочий день едва успевал покрыть тончайшим узором квадратный дюйм сабельного клинка. Не каждому удавалось освоить искусство насечки, хотя на первый взгляд технология ее проста: на поверхности стали делаются углубления и заполняются серебряной или золотой проволочкой толщиной до 0,2 мм. Месяцы кропотливого труда уходили на украшение одного только клинка. П. П. Аносов стремился расширить технические возможности украшения оружия. В год поездки уральских мастеров на Кавказ по его указанию Иван и Егор Бояршиновы побывали в Петербурге, где ознакомились с новыми приемами художественной обработки металла. В 1845 году в Петербург отправляется Дмитрий Лукин. Почти год обучался он гравировке и золотой насечке, приемам украшения изделий из металла у придворного оружейника Орлова. А незадолго перед этим в столице по поручению Аносова в 1841 —1842 годах побывал Николай Худяков. У серебряных дел мастера Соловьева он осваивал чеканку и наведение черни на серебро. Изучая минералогические богатства Южного Урала, Аносов обратил внимание на самоцветные камни. Их стали применять в своих работах мастера эфесного отделения. Так родилось творческое содружество художников-граверов, огранщиков и камнерезов». Ещё одну особенность зрелого подхода Аносова к украшенному оружию подметил М. Д. Глинкин: «Любовь П. П. Аносова к восточному и древнему русскому оружию, стремление сохранить нетронутой красивую муаровую поверхность клинков из булата привели к тому, что постепенно в Златоусте стали украшать главным образом ножны и рукоятки, тогда как раньше весь декор располагался на клинках». Аносов, понимая, что украшенное оружие это всё-таки, говоря современным языком, эксклюзив, и на этой основе дальнейшее развитие гравюры как особого вида декоративно-прикладного искусства будет сталкиваться со многими трудностями, уже в те годы попытался найти возможные пути решения этой проблемы. После закрытия в 1834 году по указанию горного начальства отделения украшенного оружия Аносов попытался развернуть в Златоусте производство бытовых вещей, украшенных в стиле златоустовской гравюры. По утверждению М. Д. Глинкина: «Был выработан довольно значительный ассортимент — подносы, ларцы, столовые ножи и вилки, подсвечники и т. п. При этом на бытовых изделиях, помимо богатых орнаментальных украшений, часто помещались картины тематического содержания. Авторами этих произведений были Иван и Егор Бояршиновы». Аносов старается не только расширить ассортимент украшенных изделий, но и занимается, как сегодня бы сказали, их продвижением на рынок. В 1839 году на выставке изделий отечественной промышленности в Петербурге, кроме украшенного холодного оружия, экспонируются гравированные подносы и зеркала из Златоуста, столовые приборы с ручками из яшмы, орлеца, ляпис-лазури. На одном из подносов был изображён вид Златоустовского завода. Ещё один факт, о котором упоминает М. Д. Глинкин: «Незадолго до окончания своей деятельности в Златоусте П. П. Аносов в 1846 году выехал в Петербург. Он потребовал прислать ему большое количество украшенных вещей. Надо полагать, что тем самым Павел Петрович надеялся вызвать в столице интерес к златоустовскому искусству и получить разрешение на широкое производство гравированных изделий. Среди присланных вещей имелась шкатулка «из литой стали с высокой политурой и позолотой, с видами императорских дворцов: Зимнего, Кремлевского, Мариинского, Царскосельского и Петергофского», много украшенных булатных клинков». Хотя, повторимся, роль Аносова в становлении златоустовской гравюры на стали как особого вида декоративно-прикладного искусства и не исследована пока детально, думается, что его имя должно стоять в ряду основоположников златоустовской гравюры вместе с именами И. Н. Бушуева или И. П. Бояршинова. Павел Петрович Аносов не только заботился о художниках-граверах, не только поддерживал их начинания, но и во многом предугадал те проблемы, с которыми искусство златоустовской гравюры столкнулось в последующие годы. Вторая половина XIX века—начало XX века После отъезда в 1847 году П. П. Аносова из Златоуста цех украшенного оружия по распоряжению петербургского начальства был временно закрыт, художники переведены на рисовку и выпуск надписей на штатном оружии. В год украшалось 40—50 клинков. На работах мастеров златоустовской гравюры второй половины XIX века в значительной степени сказался расцвет русского реалистического искусства, пришедшийся на это время. В орнаментальное украшение клинков художники вводят реалистичные изображения отечественных цветов, плодов и трав. Возрождаются сюжетные изображения на клинках. Особенно искусно, с большой фантазией, украшаются клинки и ножны охотничьих ножей и кинжалов. Основной техникой в эти годы стала насечка золотом и серебром по синему «таушированному» (т. е. насеченному в нескольких направлениях) фону. Широко применяется просечная техника, т. н. ажурные клинки. Среди художников-граверов этого периода выделяются В. Н. Костромин, С. К. Недорезков, Я. Д. Варламов. Возрождение златоустовской гравюры началась с середины 1860-х годов. Этому в значительной степени способствовала деятельность нового горного начальника Златоустовских заводов П. М. Обухова, при котором Оружейная фабрика вновь стала получать заказы на украшение холодного оружия. Расширился ассортимент изделий за счёт изготовления бытовых предметов — столовых приборов, портсигаров, спичечниц, топориков, сувениров, имевших массовый рыночный спрос. Мастера нового поколения М. Петухов, Н. Серовиков, А. П. Агарков, А. Ларионов, М. Л. Мешалкин восстановили многие профессиональные. приёмы, обогатив их техникой гальванопластики и золочения «через огонь» Оказал своё влияние на творчество мастеров гравюры Златоуста и модерн, захвативший в начале ХХ века художественную промышленность и некоторые промыслы русского народного искусства. Под его влиянием изменился неповторимый орнамент златоустовских мастеров, потерявший в эти годы свою воздушность, лёгкость. Художники стали широко применять при украшении изделий так называемые стили — «русский», «турецкий», «французский», когда для создания орнамента использовалось относительно небольшое количество элементов, к которым сводилось всё многообразие орнаментальных мотивов того или иного народа. Свой отпечаток на развитие златоустовской гравюры на стали наложили и революционные события 1917 года, гражданская война, годы первых пятилеток. В 1919 году возрождается производство холодного оружия теперь уже для Красной Армии. Многие клинки тех лет, украшенные орнаментом, надписями и миниатюрами, преподносились солдатам революции как именное оружие. От клинков к панно Самым сложным и противоречивым в истории златоустовского художественного металла был, пожалуй, период 1930-х—1980-х годов. Постепенно прекратилось производство большинства художественных изделий по старым образцам. С середины 1930-х годов художественное отделение Златоустовского механического завода (бывшая Оружейная фабрика) перешло на выпуск почти одних стальных пластин — панно, на которых изображались примитивно выгравированные пейзажи или копии с популярных картин русских художников, фактически это был процесс механического переноса живописи на стальную пластину. Из элементов украшения практически исчезает орнамент. В эти годы златоустовская гравюра, всегда носившая прикладной характер, «оторвалась» от вещи — поскольку настенные и настольные панно, выпускавшиеся в массовом порядке, не носили утилитарного характера. На многие десятилетия златоустовская гравюра отойдёт от миниатюры, примет новые формы и размеры. В период развития «сурового» стиля некогда уникальное искусство утратило свою возвышенность и художественную ценность. Новые технологические приемы, например, внесённые А. И. Боронниковым никелевые полутона, могли бы значительно расширить изобразительные средства гравюры, поскольку украшаемая поверхность получала светотеневую моделировку. Однако новый способ не дополнил арсенал художественных средств и технологических приемов, он их подменил. Появился даже термин «живопись на металле». Гравюра Златоуста утрачивала графичность, ясность и четкость штриха. В 1930-е—1940-е годы основными мотивами стали индустриальные пейзажи, портреты вождей. Первым в златоустовскую гравюру ввел советскую тематику Д. Е. Яковлев (Значок Всероссийского Союза рабочих металлистов, 1923 г.). В качестве почётных наград лучшим рабочим вручались украшенные топорики, основным сюжетами которых были виды уральской природы, панорама завода, портрет В. И. Ленина. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годы художественное отделение возрождает выпуск холодного оружия. Украшенное художниками Златоуста холодное оружие — шашки, кинжалы, кортики — преподносились как заслуженная награда советским полководцам — Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину, Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову, другим военачальникам. Нередко в посылках на фронт бойцам-заводчанам отравляли портсигары, изготовленные из златоустовской стали и украшенные травленым рисунком. В послевоенные годы производство и украшение бытовых предметов и настольных пластин возобновилось. Ножи для разрезания книг, вешалки, фоторамки декорированы художниками-граверами Н. Ф. Морозовым, А. И. Боронниковым, М. Крысиным. В 1950-х годах на смену граверам-ветеранам пришла молодёжь, которой предстояло переломить сложившиеся стереотипы и дать новое дыхание уникальному искусству златоустовской гравюры на стали. Г. Берсенёв, В. Тарынин, Л. Валиев, Г. Драгун, А. Кузьмичёв поддержали инициативу старейших художников-граверов Н. Ф. Морозова и И. И. Бахарева, выступивших с инициативой возродить орнаментальное искусство украшения прикладных вещей. Наиболее интересными изделиями этого периода являются два памятных меча, выполненные Г. М. Берсеневым в 1958 году к Международной выставке в Пловдиве (Болгария). Главной темой сюжетов автор определил братскую дружбу русского и болгарского народов. Один меч посвящен победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, второй украшен миниатюрными композициями сцен сражений болгаро-турецкой войны 1877-1878 гожов. Оба меча находятся в коллекции краеведческого музея Златоуста. Теме дружбы славянских народов посвящен кубок 1954 года (автор Г. М. Берсенёв), изготовленный в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией и подаренный союзной республике от имени трудящихся Челябинской области. В 1960-х-1980-х годах идёт процесс поиска новых форм бытовых вещей и формирование художественного стиля, отличного от «сурового» стиля тридцатых-сороковых годов. В эти годы в ассортименте цеха появляются шкатулки, приборы для вина, стаканчики для карандашей, тарелочки, вымпелы, призы победителям социалистического соревнования. Как и в 1930-е годы создаваются большие по размерам панно. В 1964 году вводятся эталонные образцы изделий, украшенных в стиле златоустовской гравюры, утверждаемые на областном художественном совете. После утверждения принятые образцы становились эталоном, который затем тиражировался сотнями и тысячами экземпляров. Произошло разделение мастеров златоустовской гравюры на мастеров, создающих новые эталоны, и на ремесленников, копирующих эти эталоны в массовом порядке. С 1971 года для нанесения рисунка на изделия серийного выпуска стали применяться трафареты, выполненные в технике сеткографии, что позволило значительно увеличить выпуск настенных панно. В 1970-е—1980-е годы развитие златоустовской гравюры шло в четырёх направлениях: украшение наградного и юбилейного оружия; украшение бытовых предметов; изготовление памятных призов, наград и сувениров в честь значительных дат и событий в жизни советского государства; массовое производство настенных и настольных панно, которые в эти годы занимали наибольшее место в творчестве златоустовских художников-граверов. В эти годы главным художником завода им. В. И. Ленина становится Г. М. Берсенев. В цех приходит плеяда молодых художников-граверов, которые в скором времени скажут свое слово в искусстве: Н. Лохтачева, Ю. Рябков, О. Аверкин, А. Богачёв, А. Шуков, П. Спирченков. Художники разрабатывают новые эскизы, внедряют новые формы, уходя от ставших традиционными панно. Появляются изделия в форме блюда, украшенные орнаментами по мотивам русской зимы, уральской природы, времен года и т. п. (О. Аверкин, Н. Лохтачева). Создаются образцы авторского украшенного охотничьего оружия (нож «Диана», А. Богачев; Г. Берсенев). В 1982 году Г. М. Берсенёв первым из граверов Златоуста становится членом Союза художников СССР. Отвечая на вызовы времени До 1990 года производство изделий, украшенных в технике златоустовской гравюры развивалось только на заводе им. В. И. Ленина (позднее завод был преобразован в производственное объединение «Булат», сейчас «наследником» этого предприятия является производственное объединение им. И. Н. Бушуева). В начале 1990-х года творческий коллектив гравюрного цеха завода распался. Почти одновременно организуется три самостоятельных предприятия: Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (1990), художественная мастерская «Практика» (1991), мастерская «Формула» (1991). Сегодня в Златоусте более тридцати художественных мастерских, среди которых мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК», ООО «Златоустовская оружейная фабрика», художественные мастерские «Практика» и «Грифон», ООО «Клинковое холодное оружие (КХО)», производственно-художественная «Компания АиР» и другие. Эти предприятия обратились к творческому наследию мастеров златоустовской школы XIX века, начав свою деятельность с возрождения прикладного характера златоустовской гравюры. В ассортименте продукции появилось авторское украшенное холодное оружие, разнообразная посуда, наборы для охотников, предметы сервировки стола и украшения интерьера. Каждое предприятие отличается своим стилем, своей манерой решения художественного образа вещи. Среди уникальных произведений златоустовских мастеров, созданных в последнее десятилетие XX века, изделия мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК»: Щит и Меч Победы и четыре Меча Памяти и Благодарности народам стран-участниц антигитлеровской коалиции (1995), Дарохранительница восстановленного храма Христа Спасителя (1997-2000); памятные мечи «Иван Бушуев», «Минин и Пожарский», «Александр Невский» (ЗАО «Практика, 1999). Произведения искусства, созданные златоустовским художниками-граверами в конце XX века, украшают залы ведущих музеев России, среди которых Оружейная палата Московского Кремля (гарнитур оружия, созданный в художественной мастерской «Практика»), Центральный военно-исторический музей артиллерии (изделия художественной мастерской «Практика», мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК» и др.), Центральный военно-морской музей (изделия художественной мастерской «Практика»), Мемориальный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе (изделия МДПИ «ЛиК»). Среди современных мастеров златоустовской гравюры на стали (металле) заслуженный художник России Н. В. Лохтачева, члены Союза художников России: О. Аверкин, Д. Лохтачев, Ю. Рябков, С. Чернов, А. Шаланов. С 1829 года мастера златоустовской гравюры на стали участвуют в отечественных, а с 1851 года — и в международных оружейных, художественных и ювелирных выставках. Лучшие работы златоустовских мастеров отмечены высокими наградами в Лондоне (1851, бронзовая медаль; 1862, серебряная медаль), Париже (1867, 1878, 1900, золотая медаль), Вене (1873, серебряная медаль), Москве (1882, золотая медаль), Копенгагене (1888, похвальный отзыв), Чикаго (1893, бронзовая медаль), Н. Новгороде (1896, золотая медаль), Стокгольме (1897, золотая медаль), Омске (1911, золотая медаль). Изделия мастеров златоустовской гравюры на стали находятся в коллекциях крупнейших музеев России и мира: Оружейной палаты Московского Кремля, Государственном Эрмитаже, Центральном государственном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музее оружия (Германия, г. Золинген), Лондонском мемориальном музее герцога Веллингтона, Имперском военном музее (Великобритания, Лондон).

Ответов - 31, стр: 1 2 All

Светлана: По большому счёту, златоустовская гравюра начала XXI века — это не только высокое мастерство, профессионализм и творческий подход, но и глубокие исследования, системное изучение технологии и искусства художественной обработки металла и сопутствующих материалов. На стыке технических, гуманитарных и художественных дисциплин родилась новая специальность «Технология художественной обработки материалов», на которой с 1996 года в Златоустовском филиале Южно-Уральского государственного университета (директор профессор В. И. Чуманов) с успехом обучаются молодые художники-граверы. В декабре 2002 года в Златоусте состоялись организованные по инициативе Златоустовского филиала ЮУрГУ (профессор В. И. Чуманов, доцент С. Н. Куликовских) первые Бушуевские чтения — научная конференция, главной темой которой стала златоустовская гравюра на стали, её прошлое и будущее. Эти же вопросы обсуждались и на вторых Бушуевских чтениях в 2004 году. Большая выставка златоустовской гравюры на стали состоялась летом 2007 года во вновь открытом Челябинском областном краеведческом музее, на ней были представлены изделия из фондов Златоустовского краеведческого музея, образцы изделий современных граверных фирм Златоуста. Последнее десятилетие прошлого века принесло в нашу страну новую смену эпох. Кто хотел, а кто и нет, но все мы в новой России. Нам трудно было переориентироваться на общемировую «новь» в приоритетных направлениях развития и в стране, и на Челябинском Урале. Но одно из них, несомненно, развитие туризма. Не скажу, что новь, и в советское время ставили вопрос, и кое-что делалось. Как не знать-помнить, вел в газете рубрику, туристские сборники «Уральский меридиан» выпускал, но главным-то оставалась индустрия. Новь в понимании и подходе к проблеме в новом веке наблюдается, как в деловом мире, так и властей. Разве не так, если в первых же выступлениях новой, в прямом смысле слова, молодой по возрасту власти прозвучало слово «бренд». А. В. Козлов, редактор-составитель «Златоустовской энциклопедии», Почётный гражданин Златоуста.

Светлана: Неологизм вчера еще да и сегодня многим, а в деловом мире уже понятный всем. По-русски же, старокупечески — «показать товар лицом». В данном случае нашим гостям-туристам показать, чем славен наш край, что предлагает, прежде всего, посмотреть, увезти с собой в памяти и снимках. В деловом турмире это называется «туристические ресурсы», мы же назовем «самости», то есть самое-самое. Наша газета с начала века занимается этим, читателям известны наши «самостные» рубрики. По ним мы уже выпустили книгу для чтения «Южноуральская панорама рекордов и достижений». Очень хорошо встречена, уже разошлось второе издание, и снова спрашивают. На очереди «Челябинский Урал» — о самом-самом в каждом из наших городов и сел. Ориентируясь на выступления новой власти, где речь шла о создании брендов прежде всего таких городов как Златоуст, Троицк, Сатка, Чебаркуль, Миасс, мы будем их представлять. Первый — Златоуст, с него и начнем. Город крылатого коня Златоуст обрел свой герб раньше других городов области в 1966 году. Местный скульптор В.П. Жариков сразу же попал в точку, помогло знание златоустовской истории, работа над образом знаменитого гравера на стали, мастера «украшенного оружия» Ивана Бушуева. Герб выглядит просто и вместе с тем сказочно: «В червленом (красное поле) над пониженным золотом поясом вписанный летящий золотой конь». Обоснование символики гласит: «Красное поле говорит о силе и мужестве жителей города.., напоминает о том, что город был основан тульскими промышленниками Мосоловыми (дополним — туляки и первожители, поле герба Тулы — красное). Крылатый конь символизирует уникальное искусство златоустовской гравюры на стали, а золото говорит о высоком таланте мастеров, а также богатстве уральских недр, означает прочность, величие, великодушие». Отметим, что геральдическая форма герба — французский щит напоминает литейный ковш — символ металлургии. Красный цвет — цвет металлургии. Недаром в прошлом называли ее «красной работой», а Златоуст — столица качественного сталеварения. С детства знаком и крылатый конь, его выпустил на клинки бажовский герой Иванко-Крылатко, самобытный златоустовский гравер Иван Бушуев. А вообще-то, это древний символ поэтического слова Пегас. И здесь автор герба снова попал в точку, ведь город называется Златоуст. Такое звание носил небесный покровитель города — один из отцов церкви Иоанн, именованный так за великий дар слова. Это символ творчества златоустовцев. В Златоусте три единственных в стране памятника. Фигура Иоанна Златоуста высится на Красной горке на склоне Уреньги. Иван Бушуев встречает вас на привокзальной площади. Павел Аносов размышляет над тайной булата на главной, Арсенальной при нем, площади Златоуста. В златоустовском бренде, конечно же, ярче всего гравюра на стали, нигде в мире такой больше нет. Даже в Германии, где ее истоки, заглохла. В Златоусте, несмотря на все потрясения и кризисы,уникальное декоративное искусство не замирало ни на год и скоро отметит свой 200-летний юбилей. Причем оно не замерло в своем изначалье, пользуясь лишь былой славой. Каждое поколение «стальных граверов» привносит в искусство новь и своеобразие, оставляя в нем яркие имена. Сегодня златоустовская гравюра известна во всем мире, украсить ею экспозиции мечтает каждый музей, приобрести — каждый коллекционер. Бесспорно, сегодня крылатый конь Иванко-Крылатко на взлете. Есть в горной Германии городки со звонко-переливчатым именем Золинген и Клингенталь. Золинген напоминает о себе в Челябинске магазином-салоном ножей. Ножи, как и оружие, ковались здесь и украшались со средневековья. Отсюда и из Клингенталя и привезли стальное мастерство в Златоуст. Говоря современным языком, мастера прибыли в наши горы по контракту, кстати, очень выгодному. Император Александр I решил основать здесь оружейную фабрику по выделке холодного оружия. Немецкие мастера обязались не только наладить выпуск клинков, в том числе «украшенного оружия» с гравировкой, но и обучить русских учеников своему мастерству. Честь им и хвала, с обязательствами они успешно справились. Уже через несколько лет ученики выделывали клинки не хуже немецких мастеров, а позже и превзошли их. Первое поколение уже оставило заметный след в истории златоустовской гравюры, их «украшенное оружие» выставляют лучшие музеи мира. «Древнее вооружение» Второй из единственных в стране памятников Златоуста — Ивану Бушуеву. Как выйдешь с вокзала, так сразу и зависнет над тобой его сказовый клинок. О Бушуеве достаточно написано. Уже при жизни о нем писал в «Горном журнале» Свиньин, есть и бажовский герой, как и повестей и романов, и даже главный в оригинальной драме Константина Скворцова «Ущелье крылатых коней» (в стихах таких пьес в драматургии немного). Бушуевские клинки в Златоустовском и центральных музеях. Мы лишь об одном творении Ивана Бушуева — вершине его мастерства как и его сотоварищей. Они назвали его «Древнее вооружение», и это путает нас в каталогах. Принято называть вооружением те же клинки, копья, луки со стрелами. Это же доспехи, потому и более распространено название «Рыцарские доспехи». Бушуев «со товарищи работали» свое «Древнее вооружение» четыре года, и оно было последней их совместной работой. В 1834 году они сдали его, и после того о Бушуеве нигде ни слова. «Вооружение» — это доспехи средневекового рыцаря — латы, шлем, меч и щит. Бесспорно, мировой шедевр декоративно-прикладного искусства, полное собрание высоких технологий гравюры на стали: вытравка, чеканка, просечка, огранка, полировка, золочение, синение… Иван Бушуев был автором проекта, он знал древнее вооружение-классику, ведь приступил, вернувшись с учебы в Академии Художеств. Он руководил работами, в «команду» входили такие мастера, как А. Бояршинов, Л. Лукин, Т. Цыпленков, Д. Фокин и 32 мастеровых — кузнецы, полировщики, резчики, граверы. Известно, что в прошлом люди были меньше нас, но и при таком знании «Древнее вооружение» удручает — на крепкого телосложением подростка. Так на подростка оно и было сработано, по заказу императора Николая I в подарок на день рождения цесаревича-наследника престола. Через пару лет после получения подарка венценосный родитель посылает сына в обзор державы. Побывает он и у мастеров, что сработали доспехи, Ивана Бушуева среди них уже не будет. Как и когда «Древнее вооружение» оказалось в Златоустовском музее, документов не видел. Говорят разное. Есть даже легенда, будто в одном из дворцов Австрии наши освободители увидели доспехи и вывезли домой как трофей, он и оказался в Златоусте. Время Ивана Бушуева и его сотоварищей-пионеров златоустовской гравюры на стали — достойное начало ее славы. Их продолжателям оставалось только его поддерживать в должном накале. И всегда венцом их творчества было подарочное «украшенное оружие». Только главам государств, королям-императорам были подарены многие десятки клинков. Традиция была продолжена в советское время, президенты и премьеры уезжали из дружеских визитов к нам со златоустовскими клинками. Стальные боевые подарки самым знатным россиянам: кто скажет, сколько их было! Остается только сожалеть, что учет велся лишь временами. «Ассортимент» Златоустовской гравюры Конечно, златоустовская гравюра на стали — это, прежде всего, «украшенное оружие», но со временем гравюра от него отпочковалась, отправилась в самостоятельное плаванье в прикладном искусстве. Когда что появилось, сказать не могу, но к моим советским временам в продаже уже было то, что разнообразит гравюрный ассортимент сегодня. Клинки, охотничьи ножи, уральские пейзажи на стальных пластинах. Один такой украшает холл губернаторской резиденции, его размеры на метры. Очень модны одно время были топорики. Блестит никель, а на нем пейзаж или подходящие слова. Партконференции начала тридцатых годов, к примеру, подарили топор (хранится в местном музее) с надписями на соответствующих «скулах» — «Бей по левому уклону!», «Бей по правому уклону!». На обушке — «Бей по соглашателям». Гравированное море сувенирчиков. А были еще подносы и вешалки, винные наборы, бумажные ножи, рамочки для фото… Много чего было. В свое время много писал о златоустовской гравюре, даже текст под иностранный текст для книги-альбома. Вхож был в мастерскую и знал, чем граверы живут. Многое из задумок так и не было осуществлено. Занимались много технологией, видел, к примеру, стальные картины с палитрой в полную радугу. Да, да, есть, оказывается, способы выводить на сталь красный цвет и все его тона-полутона, и зеленый, и голубой. Забыто, как забыты и многие формы изделий. Более всего жалко из старинного забытья знаменитые в начале прошлого века златоустовские «столовые приборы» — набор вилок и ножей для мяса, рыбы, масла, хлеба, каждый своей формы и рисунка. Их обычно продавали на перроне златоустовского вокзала. Если клинки «работал» завод, то «приборы» по домам, кустарно. Гравюра жила волнами: накат и откат. Сейчас оживление. Решил губернатор поговорить с граверами. Так их пришло столько, что половина обиженными оказались, не вместились в зал заседаний. Граверных фирм и фирмочек около полусотни! Где все знать, но есть и уже вышедшие на мировой рынок. Напомню, что златоустовцы представлены и на Поклонной горе, и в Храме Христа-Спасителя в столице, а это — выше нет признания. Но понятно, что в такой толпе «кто в лес, кто по дрова». А утвердился в мнении на выставке при открытии областного музея. Были шедевры, но и блестящий ширпотреб, не все золото искусства, что блестит. Но бренд златоустовской гравюры уже есть. По губернаторскому почину образована ассоциация златоустовских граверов, а это все равно что в свое время славная гильдия клинковых оружейников Золингена и Клингенталя, с которых пошла златоустовская гравюра на стали. Ассоциации теперь беречь ее добрую славу, охраняя от ширпотреба. И множить, возрождая забытое. Право же, очень часто хорошее новое — забытое старое. Много, много в нем было, и думается, будет иметь спрос в новом веке, те же столовые приборы, карманные, настольные, настенные часы, пистолеты… Ну да граверам вместе виднее. АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Светлана: А самое трудное в изготовление гравюры для мастеров- это изображение животных,особенно собак. У каждой собаки даже на фото чувствуется характер и это нужно все передать,т.е.почувствовать. На изготовление изделия уходит от месяца до двух, и трудится над изделием много людей(художник,гальваник,слесаря,под резчик-ювелир,столяр краснодеревщик.) Изделие выполняется полностью вручную и имеет художественную ценность, эти работы передаются по наследству. Сейчас покажу работу на ваш суд художника Блинова Евгения и моего мужа Калмыкова Игоря. Вот оригинал: Вот что получилось: Работа отправилась в Питер. Собака в юности,сейчас этот кобель уже взрослый мужчина.


Светлана: Позже я сделаю и покажу вам секреты изготовления гравюры, я сейчас все процессы снимаю на фотоаппарат, процесс очень трудоемкий сейчас готовим гравюру чау-чау,это будет наш Твикс и память о всех наших чау-чау,ушедших от нас на мост радуги.

ulinta: Светлана Света,очень тонкая работа ,будем ждать продолжения

usladakaterine: ulinta пишет: Света,очень тонкая работа Да и процесс изготовления какой сложный! Преклоняюсь перед мастерами,какой труд! Спасибо,очень интересно посмотреть другие работы!

Ташева: Я совсем недавно держала в руках эту гравюру и воочию ознакомилась с этой красотой. Это ручной трудоёмкий процесс в золотом оформлении, который может стать настоящей фамильной драгоценностью.

Валентина: Светлана Великолепная работа!!!!

Александра: Светлана Светочка, очень интересно и познавательно! А работа-это Шедевр! Ташева пишет: который может стать настоящей фамильной драгоценностью.

Татьяна: Красиво так как! Что бы такое делать талантище нужно иметь

Светлана: Я эту работу уже здесь показывала в теме "НАШ УРАЛ",еще раз покажу здесь, Это мой Джеймс Бонд Всегда Рядом,дома просто Боник.

Asterhaus: Светлана Света, это просто чудо какое-то!!! Супер!!!

5i-gorsk: Света, огромнейшее спасибо за путешествие в историю! Очень интересно и позновательно! Так как я сама родилась и выросла на Кавказе, то мне знакома с детства любовь и гордость жителей Кавказа к чеканкам и к резьбе по металлу, а также к инкрустации с металлом и гравюры. Особо меня всегда восхищали работы кубачинский мастеров ( жителей Дагестана). Ваши работы просто восторг! Так как жудожественное произведение художников-анималистов - это всегда очень трудоемкая работа. Животные не могут часами позировать и всегда надо успеть ухватить тот самый миг, момент, отразить его, чтобы точно выразить характер именно того или иного животного! Спасибо фотографиям, с помощью снимков работа несколько упрощается, но тем не менее очень сложна. Ваши гравюры просто ВАУ!!! Особенно впечатлил коккер, просто чудо! Ташева пишет: Это ручной трудоёмкий процесс в золотом оформлении, который может стать настоящей фамильной драгоценностью. Согласна на все сто!

каласик: очень красиво а есть работы с Чау?

Светлана: Всем огромное спасибо!!!! каласик Светлана пишет: Позже я сделаю и покажу вам секреты изготовления гравюры, я сейчас все процессы снимаю на фотоаппарат, процесс очень трудоемкий сейчас готовим гравюру чау-чау,это будет наш Твикс и память о всех наших чау-чау,ушедших от нас на мост радуги.

usladakaterine: Светлана пишет: сейчас готовим гравюру чау-чау,это будет наш Твикс и память о всех наших чау-чау,ушедших от нас на мост радуги. Ждем с нетерпением!

6222: Ташева пишет: Это ручной трудоёмкий процесс в золотом оформлении, который может стать настоящей фамильной драгоценностью. Согласна. Светлана Спасибо большое за рассказ.

Дорошкевич Наташа: Очень красиво !

usladakaterine: Светлана Света,выставляйте еще работы, очень хочется посмотреть, я вообще обожаю картины, да еще ручной работы !

Светлана: usladakaterine Катерина!!!! Вы,такая быстрая,на то и ручная работа,делаешь ручками. Изделие готовится от 1 месяца и выше,вот часы делали,на них ушло 3 месяца.

Светлана: Дорошкевич Наташа 6222 Спасибо!!!!

artem025: Очень интересно посмотреть гравюру чау-чау, всегда когда бываю в Златоусте стараюсь купить новую гравюру себе в коллекцию и нож они у Вас тоже хорошие

ulinta: Светлана пишет: ,вот часы делали,на них ушло 3 месяца. Светааа,какая красота!!! Игорь мастер -золотые руки

Asterhaus: Светлана Света....Красота неописуемая....Слов нет....

Asterhaus: Светлана Света....Красота неописуемая....Слов нет....

Asterhaus: Светлана Света....Красота неописуемая....Слов нет....

Светлана: artem025 Спасибо! Я очень рада,что вы покупаете наши изделия,но они есть двух видов,это старинный,изначальный,Вы это видите на этом форуме,и массово, т.е. штампока гравюр-это наш завод ,,БУЛАТ",сразу отличается и по цене и качеству. Я ее конечно покажу. Сейчас еще приняли заказ на ротвейлера,вообще собаки смотрятся шикарно на тарелках. Мы делали на юбилей серебряной свадьбы,портрет пары,когда люди соединили свои сердца. Люди,когда увидели,даже дыхание не могли перевести,вот фото не удалось сделать,работа уехала в Саратов. А вот и ножи,лично для Вас,это изделия ручной работы. Ножи,клинки,кортики

Светлана: ulinta Спасибо!!! Asterhaus Спасибо,а еще у часов есть изюминка,это часовой механизм,я потом про него напишу.

uskadakaterine: Светлана пишет: Вы,такая быстрая,на то и ручная работа,делаешь ручками. Свет,я не быстрая,уж кто, кто ,а мне то знакома "работа ручками", сама валяю игрушки из шерсти девчонкам на заказ уже 4 месяца и знаю,как это долго! Просто думала,у вас еще что то есть готовое!!!

Светлана: uskadakaterine Кать,без обид,это очень трудоемкий процесс,по мере изготовления изделий,я их буду показывать, Игорь,кроме гравюр,занимается изготовлением мебели из натурального дерева,работы очень много, а это хобби.

Ташева: Света,фотографии даже не передают полностью той потрясающей красоты этих гравюр и часов.Я их видела,держала в руках,они просто переливаются, сверкая золотым обрамлением. Каждый узор в них указывает на титанический труд,терпение,талант и массу времени.



полная версия страницы