Форум » Как прекрасен этот мир, посмотри! » Прогулки по Москве » Ответить

Прогулки по Москве

mistral: Предлагаю вам погулять вместе со мной по Москве. Я родилась в этом городе, здесь прошла вся моя жизнь. Я люблю мой город. Правда иногда мне кажется, что с годами он всё больше и больше становится чужим, незнакомым. Но, если присмотреться, то надо признать, что многое улучшилось. Город стал чище, красивее, наряднее. Повседневные заботы не дают выбрать время для неспешной прогулки, для похода на выставку. Если же всё-таки вытащить себя "за шиворот" из дома, оторваться от телевизора, то получишь большое удовольствие. А если в приятной компании, то удовольствие вдвойне! Ну, как? Пошли?

Ответов - 284, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Чже Чау: Леночка, я лично просто мечтаю об этом! Москва для меня непостижима, неинтересна,шумна и некрасива...Но, помнится, в детстве меня водили по Москве "местные",по старой Москве - и вот тот город я вспоминаю все время.....Наверно с Вами мы пойдем по тем же улицам... Очень хочу! Жду....

Шанхай: Чже Чау пишет: Москва для меня непостижима, неинтересна,шумна и некрасива.. Люба, не соглашусь с Вами. Непостижима и шумна + 100, неинтересна и некрасива - не правда.... Перед музеем СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. В музее.

Шанхай: mistral Елена, надеюсь Вы покажите нам не ту Москву, которую знаю все гости столицы, (ЦУМ, ГУМ и Петровский пассаж ) а тихую и уютную.


mistral: Сегодня я предлагаю отправиться к Петровским воротам ( от метро "Чеховская" к Петровке вдоль бульвара) Немного информации. Петровский, или как его еще называют Высоко-Петровский монастырь в Москве принадлежит к числу старейших монастырей столицы. Территория монастыря протянулась на целый квартал между Петровкой, Крапивенским переулком и Петровским бульваром. Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них, обитель была основана в 1325 году, когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополитничей кафедры из Киева в Москву. Это способствовало объединению русских земель вокруг Москвы, и было основной целью князя. По второй версии – монастырь был основан самим митрополитом Петром во имя апостолов Петра и Павла, и поначалу назывался Петропавловским, а в начале 16 века был переосвящен во имя своего создателя, святителя и митрополита Московского Петра. И существует третье предположение, которое говорит, что Петровский монастырь был основан Дмитрием Донским, построившим его на месте старой Боголюбской церкви времен Ивана Калиты или возобновил обитель после Куликовской битвы в 1380 году. По еще одному преданию, местность, на которой был основан монастырь, в древности была селом Высоцким или Высоким, которое находилось на берегу реки Неглинной, и, возможно, принадлежало самому боярину Кучке, и вплоть до конца 16 века не входила в городскую черту. Весь этот район возле Петровского монастыря получил название «Петровка». Здесь, ″на Петровке″, располагались имения состоятельных и влиятельных государственных деятелей того времени: князей Щербатова, Гагарина, губернатора Москвы князя Ромадановского и других. Раньше на территорию монастыря пройти было невозможно. С 1959 года там вяло велась реставрация. В 1991 году монастырский комплекс передали Московской Патриархии. В 2009 здесь снова возрождён мужской монастырь. Колокольня видна издалека. Территория монастыря граничила с усадьбой Нарышкиных. Когда у царя Алексея Михайловича и его жены Натальи Кирилловны Нарышкиной родился сын, его нарекли Петром в честь первого митрополита Московского Петра, основателя монастыря. Отец Натальи Кирилловны передал в дар монастырю всю свою усадьбу. Петровский храм (красный кирпичный) был построен в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Фрязиным и сохранился в первозданном виде до наших дней. В 1682 году, во время первого стрелецкого бунта были убиты два дяди юного царя Петра - Иван и Афанасий Нарышкины. Их похоронили в Высоко-Петровском монастыре. Через несколько лет Петр I и его мать Наталья Нарышкина построили Боголюбскую церковь на месте их погребения. Кроме Боголюбского храма по указу Петра I в 1680 - 90 гг были возведены Сергеевский храм, Святые врата с Покровской церковью и колокольней и монашеские кельи - Нарышкинские палаты. Сергиевский храм - в честь Сергия Радонежского - является уменьшенной копией трапезного храма Троицко-Сергиевой Лавры. Там юный царь Петр с матерью спасались во время стрелецкого бунта. Поднявшись на высокое крыльцо храма можно попасть на "гульбище" - открытую галерею - и пройти по ней вокруг храма, посмотреть на Нарышкинские палаты и монастырский двор. Маленький храм в честь Толгской иконы Божей Матери был построен в 1744 - 1750 годах в стиле московского барокко. Интересные росписи и алтарь храма выполнены уже современными художниками. В храме читали акафест, было так мирно и душевно, что доставать фотоаппарат не было никакой возможности. Очень хочется вернуться и рассмотреть росписи повнимательнее. Через Святые врата выходим на Петровку.

mistral: Чже Чау, Шанхай Ну, вы даёте! Я ещё и рассказать ничего не успела! Как я рада, что вам будет интересно гулять по Москве! Дорогие вы мои! Я постараюсь, чтобы вам понравилось.

mistral: От Высоко-Петровского монастыря я пошла по Каретному ряду, мимо "Петровки, 38" к Садовому кольцу. Конечно, надо было заглянуть в Сад "Эрмитаж". Там сейчас такие красивые ледяные скульптуры. Но я торопилась в Музей декоративно-прикладного искусства на выставку "Непревзойдённый Веджвуд". Куда я вас и приглашаю. Музей расположен в особняке, который когда-то принадлежал Остерманам. Справка из Википедии. Джозайя Веджвуд (Josiah Wedgwood; 1730—1795) — английский художник-керамист и дизайнер, самый знаменитый мастер декоративно-прикладного искусства своего времени, один из зачинателей промышленного дизайна. Он сотрудничал с художником Джоном Флаксменом и со своим сватом, естествоиспытателем Эразмом Дарвином. Его дочь Сюзанна — мать Чарльза Дарвина. Наследовал от своего отца гончарный завод в 1759 г. и, изучив гончарное дело, значительно его усовершенствовал и своим примером влиял на развитие всего английского глиняного производства, сделав его образцовым в целом мире. Он изучил самые свойства природных глин своей страны более, чем все его предшественники, показал возможность получения разнообразных глиняных изделий через применение разнообразнейших подмесей, разработал многие вопросы, касающиеся поливы или глазури разных цветов, воспроизвёл многие древние итальянские формы изделий и изобрёл особый род глиняных изделий, носящих его имя и сходных по составу, бесцветности, степени полупрозрачности и отсутствию глазури с фарфоровидными «бисквитными» изделиями. Главная заслуга Веджвуда состояла в том, что он на строго научной основе усовершенствовал состав глины и форму изделий, через что после него гончарное дело получило совершенно новое значение. В науке он известен своим (1782 г.) пирометром, основанным на постепенном сокращении объема глины при её накаливании до различных температур, и тем, что один из первых пробовал воспользоваться свойством хлористого серебра изменяться от действия света в цвете для получения фотографических изображений. Убеждённый сторонник эстетики классицизма, При жизни Веджвуд пользовался всеевропейской известностью, и некоторые из наиболее значительных сервизов изготовил для Екатерины Великой (теперь они экспонируются в пригородных дворцах Петербурга). Так в 1773 году императрица заказала уникальный «Сервиз с зелёной лягушкой» для Чесменского дворца. Он нажил большое состояние и основал кругом своего завода целый городок, названный Этрурия.

mistral: На выставке демонстрируют английский фильм с субтитрами. Я там просидела довольно долго - очень интересно! Веджвуд, гончар во многих поколениях, человек с неполным средним образованием, сумел проявить себя и как учёный и как общественный деятель, и как талантливый предприниматель. Он создавал новые формулы для фаянсовой массы, новое оборудование, приборы для контроля температуры в печах обжига, он ввел новые формы торговли, он строил каналы, чтобы было удобно доставлять хрупкую продукцию от предприятия до магазинов. Он боролся с рабством - его медальоны с изображением раба в цепях носили и в Англии и в Америке. Он был дружен с передовыми учеными своего времени. Первая паровая машина была установлена на его предприятии и т.д. и т.д. !!! Короче, если вы решите сходить на эту выставку ( а она работает до 1 февраля), посмотрите фильм обязательно! Мода на древнеримское искусство, возникшая после раскопок Помпеи, породила во всей Европе спрос на античные вазы. Но подлинники были слишком дороги и недоступны. И тогда Веджвуд начал делать свои вазы по античным образцам. Спрос был огромный. Вершиной творчества Веджвуда стала яшмовая масса с богатой палитрой цветов: от светло-коричневого до темно-голубого, получившая название "Джаспер". Открытие рецептуры этой массы многие специалисты считают событием в керамическом производстве, вторым по значимости после изобретения китайцами фарфора. Изделия из "Джаспера" на срезе имеют то же цвет, что и на поверхности. Сам Веджвуд описал этот материал как "белый фарфоровый бисквит изящной красоты и деликатности". Надо сказать, что фотографировать на выставке не разрешают. Предлагают купить каталог за 1900 руб. Ну я так, из под полы... В витринах нарядные камзолы английских денди и чашки, из которых они изволили пить свой "файф-о'клок" Украшения и туалетные принадлежности. Вазы для цветов и цветочные горшки Следующий зал - "Английское чаепитие". Мебель, платья и, главное, чайные сервизы. Следующий зал - Веджвуд для Екатерины II. Предметы из сервиза "Зелёная лягушка" тоже представлены, но тут меня заловили служители музея и заставили убрать фотоаппарат. Там ещё много всего интересного. И напоследок. Тарелка с портретом Джозайи Веджвуда И "Портлендская ваза", которую Веджвуд сделал своей визитной карточкой.

Tatiana_Zakharova: mistral пишет: Предлагаю вам погулять вместе со мной по Москве. Леночка, с удовольствием поброжу с вами по Москве! С таким замечательным экскурсоводом скучно точно не будет!!! Спасибо огромное за первые рассказы о Петровском монастыре и выставке фаянса. Так интересно, куда же мы дальше пойдем?

Лилия: mistral Замечательно!!!

Абакумова: Tatiana_Zakharova пишет: Леночка, с удовольствием поброжу с вами по Москве! С таким замечательным экскурсоводом скучно точно не будет!!! Как здорово, Лена, что очередь дошла до моей родной, обожаемой Москвы, которую ругаю каждый день, потому что уже просто невозможно сесть в метро почитать (как было у нас всегда) даже в 12 дня, когда все, по идее, должны быть на работе, которую ругаем мы все хором, стоя часами в пробках... Но, честно говоря, для меня Москва - не просто город, где я родилась и прожила основную часть жизни, Москва - это сама моя жизнь с ее сумасшедшим ритмом, красками, незатихающим даже ночью шумом. Раньше, если мне приходилось уезжать куда-то хотя бы на пару недель, по возвращении я обязательно приезжала на Калининский, чтобы опять прочувствовать ее пульс... Обожаю возить моих друзей-немосквичей на Красную площадь посмотреть Василия Блаженного - мой любимый Покровский собор, и каждый раз у меня самой захватывает дух от этого великолепия и такого простора... Лена, я с таким нетерпением буду ждать Ваших рассказов (и даже про ГУМ, ЦУМ и Петровский пассаж , потому что здания, в которых они расположены невероятно красивы). А зная Ваши способности рассказчика, предвкушаю огромное удовольствие

mistral: Tatiana_Zakharova ,Лилия , Татьяна Ивановна А давайте делать эту тему вместе. Речь не о том, чтобы проводить экскурсии. Есть много разных сайтов по истории Москвы. Историки, архитекторы, профессиональные экскурсоводы собирают группы, водят по различным маршрутам. Я же хочу предложить вам другое. Показать те места, которые вы любите и которые люблю я сама. У каждого они свои. Или побывать там, где ни разу не были ( как я в Высоко-Петровском монастыре). Это могут быть рассказы об улицах, домах, памятниках, выставках и магазинах. А ещё можно заглянуть в какое-нибудь кафе. Их теперь в Москве великое множество, и есть очень интересно оформленные. Я добавила немного фотографий в пост о выставке Веджвуда. Ещё я поняла, что надо подробнее объяснять, как добраться до того или другого места и делать фотографии прямо на ходу - что вижу, то и показываю. Посмотрим, что получится. Присоединяйтесь!

mistral: Погода сегодня не слишком подходящая для прогулок, но мы с подругой решили не отказываться от намеченных планов, тем более, что не собирались долго бродить по улицам. Доехали до станции метро "Кропоткинская" Пересекли площадь Пречистенских ворот И пошли в Храм Христа Спасителя. Там на первом этаже в музейном пространстве проходит выставка художника-пейзажиста Олега Путнина (род 1974 г.) Выставка не слишком большая. Понравилось очень! Такие лиричные, родные пейзажи, такая доброта и гармония! Отдохнули душой. Называется выставка "Хранимая Богом родная земля." Вот эта картина мне понравилась особенно. С удовольствием повесила бы её у себя дома и смотрела бы целыми днями! Портреты художнику тоже удаются. Это фрагмент картины "Освящение куличей" Вход на выставку бесплатный. Хотите положительных эмоций - сходите.

mistral: Из Храма Христа Спасителя мы пошли по улице Пречистенке. Наша следующая цель была в каких-нибудь 10-ти минутах ходьбы, но мы зависали возле каждого дома. А как было не зависать, когда каждый дом на Пречистенке - это целая история! На месте Гоголевского бульвара, который начинается как раз от станции метро Кропоткинская (см. фото выше) в давние времена был глубокий овраг, по дну которого бежал в Москву-реку бурный ручей подмывая берега. «Вот уж, правда, черт его рыл!», в сердцах кляли ручей горожане. Название Черторый с тех пор к нему и приклеилось, а близлежащую улицу стали называть Большой Чертольской. Но в 17 веке царь Алексей Михайлович велел переименовать эту улицу. Дело в том, что по ней ездили на богомолье к Новодевичьему монастырю. А совершать крестный ход по улице с таким небогоугодным названием было просто кощунством. И тогда улицу назвали Пречистенкой в честь иконы Пречистой божьей Матери, хранившейся в Новодевичьем монастыре. После революции она вновь сменила название. Ее переименовали в Кропоткинскую – в память скончавшегося в 1922 году князя-анархиста, революционера Петра Кропоткина. Прежнее имя вернулось к ней лишь спустя 70 лет. Пречистенка была знаменита своими титулованными обитателями – ведь здесь жили Лопухины и Голицыны, Долгоруковы и Орловы, Потемкины и Бибиковы. Но главное, чем всегда славилась Пречистенка – это крепкими связями – дружескими, в первую очередь. Александр Сергеевич Пушкин любил приезжать сюда к своим друзьям, тесный круг собирал в своем доме герой войны 1812 года бесстрашный Денис Давыдов, художники Суриков, Серов, Левитан находили здесь не только источник вдохновения, но и дружескую поддержку. К своим друзьям, на Пречистенку приезжал и Михаил Булгаков. Именно с этой улицы началось знакомство с Москвой молодого писателя. Позже, он поселит здесь своих героев. Дом № 2 - угловой дом конца XVIII века - начала XIX века, показан на плане 1806 г. как двухэтажный. В 1899 г. дом был куплен известным булочником Филипповым, который надстроил 3-й этаж, в первом этаже открыл булочную, а во дворе устроил пекарню. Булочная и пекарня просуществовали до наших дней и лишь недавно были закрыты. Знаменитая аптека - дом № 6. Особняк конца XVIII века, перестроенный с изменением фасада в 1870-х годах. С 1873 г. во втором этаже помещалась аптека, основанная фармацевтом Андреем Форбрихером. В 1975 г. она переместилась в первый этаж, где пребывает поныне. На втором этаже открыт магазин церковной утвари “Софрино”. Через один дом от аптеки - дом №10/2. Он имеет интересную историю. (Фотография не получилась из-за припаркованного грузовика ) Этот особняк конца XVIII века, включает сводчатые палаты XVII века с подвалами. В середине XVIII века усадьба принадлежала князю И. М. Одоевскому. В 1839 г. дом был куплен генералом М.Ф. Орловым (1788 - 1842), одним из героев Отечественной войны 1812 года Орлов был в числе основателей Союза благоденствия и активным участником движения декабристов. Он был под следствием по этому делу, но, поскольку следствие вел его брат Алексей Федорович, М.Ф. Орлову с 1831 года было разрешено жить в Москве под надзором полиции. Он и его жена Екатерина Николаевна, старшая дочь генерала Н. Н. Раевского - другого героя войны, - были друзьями Пушкина. Е. Н. Орловой посвящено стихотворение “Увы! зачем она блистает минутной, нежной красотой?”. В середине 1880-х годов в доме были меблированные комнаты, где одно время жил художник И. И. Левитан (1860 - 1900). Перед революцией домом владел француз, купец-галантерейщик М. Филипп, крупный коллекционер живописи и фарфора. Домашним учителем его сына был студент Борис Пастернак, живший в доме. На другой стороне улицы - Белые палаты. Выстроены, как главный дом усадьбы управляющего Оружейным приказом князя Б.И. Прозоровского в два этапа — в 1685—88 и 1712—13. Предполагается, что в палатах бывал Петр I, навещая князя Бориса Ивановича Прозоровского. Идём дальше по чётной стороне улицы. Дом № 12 - один из самых красивых домов в Москве, блестящий памятник московского ампира - усадьба Хрущевых. Это творение Афанасия Григорьевича Григорьева (1782 - 1868)- талантливого зодчего из крепостных и Доменико Жилярди (1788 - 1845). Здесь расположен литературный музей А. С. Пушкина. Он состоит из нескольких строений: 2-х зданий бывшей усадьбы Хрущева (по 3 этажа каждое), Фонда хранилищ (5 этажей), крытого атриума (4 этажа), строений, расположенных во дворе, и одноэтажного музыкального домика. Хрущевы были типичная московская богатая дворянская семья: они давали балы, бывали у всех, и у них все бывали. Поэтому Пушкин вполне мог посещать этот дом, хотя точных данных об этом нет. Боковой фасад со стороны Хрущёвского переулка.

mistral: Дом № 9 - хорошо отреставрированный доходный дом 1910 года, работа архитектора Г. А. Гельриха, в стиле неоклассицизма. На фасаде - барельефы на античные темы. Этот дом некоторым образом связан с творчеством М. А. Булгакова, который бывал здесь в 20-х годах у своего друга художника Бориса Шапошникова. В годы НЭПа в доме был магазин “Центрохоза”. Именно он упомянут в “Собачьем сердце”. Вот внутренний монолог Шарика: “Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула и из нее показался гражданин... Какого же лешего, спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза?.. Что это он мог покупать в дрянном магазинишке, разве ему мало Охотного ряда? Что такое?! Кол-ба-су...” Сам же Шарик, судя по описанию, сидел у ворот напротив, то есть, у Дома ученых. Про Дом учёных стоит рассказать отдельно.

mistral: Дом № 16 – «Дом ученых» стоит ровно посередине Пречистенки. Он был построен в 1807 году и до 1917 года сменил семь хозяев. Один был знатнее другого. Первым хозяином особняка стал московский военный губернатор Иван Архаров. В 1818 году дом переходит к родственникам царя Нарышкиным. Наталья Гончарова после венчания с Александром Пушкиным 18 февраля 1831 года отправились в гости к своему дяде Ивану Нарышкину на Пречистенку. Следующим хозяином особняка стал Мусин-Пушкин. Его племянник Михаил дружил с Николаем Гоголем, который был здесь желанным гостем. От Мусиных-Пушкиных дом переходит к княгине Гагариной, затем - к князьям Трубецким. В 1865 году особняк Трубецкого приобретают фабриканты Коншины, которые затевают его перепланировку. В доме появляется зимний сад. В 1922 году Горький предложил Ленину создать здесь клуб ученых. Первым его директором стал нарком здравоохранения РСФСР Николай Семашко. На Пречистенке у Семашко побывали Бернар Шоу, Лион Фейхтвангер, Ромен Ролан, Джон Пристли, Рабиндранат Тагор. Сейчас Дом учёных занимает два здания, соединённых между собой. В этой части здания - большой зрительный зал, овальное фойе, кафе на первом этаже. А это и есть тот самый исторический особняк, в котором сохранились интерьеры фабрикантов Коншиных. Я часто бывала здесь в 70-х годах на концертах, литературных вечерах и лекциях. Здесь проходили весёлые "капустники", а в Овальном фойе вся академическая публика лихо отплясывала на танцевальных вечерах. Полная приятных воспоминаний я потащила подругу смотреть интерьеры. Попали мы туда легко. В обеденное время работает ресторан для всех желающих. В 90-х годах дом пришёл в упадок, обветшал и требовал ремонта. Приблизительно году в 92-м пост директора занял отставной полковник, человек очень энергичный и считающий себя художником. Он немало потрудился над ремонтом, восстанавливал лепнину, украшал здание собственными картинами. Но, в результате, пышным цветом расцвёл КИЧ! Правда получилось "богато"! Вот сохранившаяся лепнина А вот результат усовершенствования. Это директор собственной персоной, очень гордый проделанной работой. Не знаю, что лучше, упадок или такое восстановление. Из-за реорганизации Академии Наук, которой Дом принадлежит, ему осталось существовать немногим больше года. Что будет дальше - неизвестно. Уходила я оттуда с тяжёлым сердцем. Больше туда я никогда не пойду!

mistral: На другой стороне улицы Городская усадьба А.В. Лопухина-Е.И. Станицкой (Пречистенка, дом 11) Дом музея Л. Н. Толстого. Этот дом построен для Лопухиных в 1822 году архитектором А. Григорьевым. Дом №13 интересен тем, что “живет” в двух романах М. А. Булгакова. Булгаков не раз бывал здесь у своих друзей - родственников знаменитого ювелира Фаберже. Описание квартиры и её обитателей просматривается и в описании "нехорошей квартиры" и дома профессора Преображенского. Кот-Бегемот качался явно на люстре из квартиры семьи Фаберже. «Пусть: раз социальная революция — не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?» М. А. Булгаков, «Собачье сердце» «Калабуховский дом на Пречистенке» – это дом № 24, но по описанию дом 13 подходит больше. Теперь в подъезды домов не попадёшь – везде кодовые замки.

mistral: Пречистенка, д. 20 Здесь находится один известнейших пречистенских особняков, построенный в конце 18 века архитектором Матвеем Казаковым. У него были славные хозяева. В середине 18 века здесь жил генерал Алексей Петрович Ермолов – герой войны 1812 года. В решающий момент он отбил у французов батарею генерала Раевского. В начале 19 века здесь поселился А.К.Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов». Он был баснословно богатым человеком, говорят, что у него плантации были даже на Цейлоне. Его жена, знаменитая московская балерина Александра Балашова, блистала на сцене Большого театра. Для того, чтобы она могла репетировать, муж оборудовал в доме специальную комнату с зеркальными стенами. Затем хозяйкой этого дома стала американская балерина Айседора Дункан. Она открыла в своем особняке детскую хореографическую студию. Осенью 1921 года, в доме у своих знакомых, Айседора познакомилась с поэтом Сергеем Есениным. Глубокой ночью Есенин отправился провожать Айседору на Пречистенку. Их сопровождал переводчик. Они ехали на извозчике, путь был неблизкий, время позднее – извозчик нечаянно уснул. Беседа была оживленной, никто и не обратил внимание, на то, что лошадь уже давно кружит вокруг храма. Это была церковь Святого Власия в Гагаринском переулке. Переводчик, в конце концов, заметил странность их передвижения и разбудил извозчика – «Да ты что, венчаешь нас? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз везешь!». Есенин расхохотался – «Повенчал! Повенчал!». Перевели Айседоре. Она улыбнулась. Их свадьба состоялась через полгода. Есенин поселился в доме Айседоры. Есенин и Дункан прожили здесь до 1924 года. Вскоре они расстались.

mistral: Пречистенка, д.22 Рядом с бывшим домом Дункан есть одно интереснейшее здание. Дело в том, что без малого уже 200 лет здесь находится Пожарная служба. Раньше это было пожарное депо, теперь – МЧС. Когда-то этот дом принадлежал родственникам генерала Ермолова, а затем был выкуплен казной для Пречистенской пожарной части. Пожары – были настоящим бедствием для Москвы. Несколько раз она выгорала дотла. «От копеечной свечи Москва сгорела», - эта поговорка абсолютно соответствовала действительности. Свеча, опрокинутая как-то в церкви Николы в Песках, стала причиной очередного страшного пожара. Москва была деревянной. Пламя моментально охватывало постройки, и остановить его было уже невозможно. Чтобы хоть как-то защититься от этой напасти, горожане назначали особых дежурных. При звуке набатного колокола, они должны были бежать на тушение пожара с ведрами, баграми и топорами. В 16 веке эту обязанность возложили на стрелецкое войско. А в 1812 году градоначальник Москвы граф Растопчин создал первую пожарную команду. В нее набирали отчаянных смельчаков. В 1823 году в городе появилось первое городское отделение пожарных – Тверская пожарная часть. Ее здание находилось на Тверской площади, там, где сегодня находится сквер, за памятником Юрию Долгорукому. Издалека было видно высокую пожарную каланчу, построенную в части. Точно такая же каланча появилась в доме на Пречистенке. На ней всегда дежурили часовые, и в случае пожара, сразу же подавали сигнал тревоги. В тот же момент пожарный обоз несся во весь опор к месту происшествия. Надо сказать, что лошади у московских пожарных были самые лучшие в городе. В каждой части была своя, определенная масть: в Тверской – желто-пегая, в Арбатской – гнедая, в Таганской – чалая. Существовал и такой порядок – у тех, кто любил полихачить на улицах города, без всякого судебного постановления отбирали лошадь и отдавали в пожарную часть. Прямо напротив пожарной части дом № 17 - Усадьба Бибиковых - Д.В. Давыдова В этом доме жил герой Отечественной войны 1812 года, поэт-партизан Денис Давыдов. Первым хозяином усадьбы был обер-полицмейстер Николай Петрович Архаров (брат Ивана Архарова) — личность весьма примечательная. До сих пор бытует выражение "архаровцы" в смысле разбойники, громилы. Дело в том, что в подчинении Николая Петровича находился целый полицейский полк, который держал в страхе весь город. В начале XIX века владение Н.П.Архарова перешло к генералу Г.П.Бибикову. Тот слыл большим любителем музыки, в его доме часто устраивались балы и концерты. На балах здесь часто бывал Александр Сергеевич Пушкин. В 1835 году дом покупает генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов. Он родился, провел детские и отроческие годы на Пречистенке — его отец состоятельный помещик и бригадир Василий Денисович Давыдов имел большой дом с садом по соседству. Этот дом не сохранился. Давыдов писал Пушкину в Петербург: "У меня есть каменный огромный дом в Москве, окно в окно с пожарным депо" . С каланчи то и дело слышались звон колокола и крики дневального, по булыжной мостовой с грохотом катились пожарные обозы, спешившие на учения либо по тревоге, раздавались звуки горна, команды брандмейстеров. Полицейские тоже не "почивали на лаврах"… Какая уж тут спокойная семейная жизнь или благоприятная обстановка для творчества!? Неудивительно, что уже осенью 1836-го Давыдов сочиняет в адрес директора Комиссии для строения Москвы А.А.Башилова шутливую "Челобитную" (опубликована в третьем номере пушкинского "Современника"): "О мой давний покровитель, Сохрани меня отец, От соседства темной тучи Полицейской саранчи, И торчащей каланчи, И пожарных труб и крючий. То есть попросту сказать: Помоги в казну продать За сто тысяч дом богатый, Величавые палаты, Мой Пречистенский дворец..." В начале 1837 года усадьба на Пречистенке была благополучно продана, и Денис Васильевич уехал в свое имение Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии. На доме больше нет мемориальной доски Дениса Давыдова. Чем она не понравилась новым владельцам особняка, я не понимаю.

mistral: Вот мы почти и дошли до конечной цели нашей прогулки. Только давайте пройдём ещё немного дальше и свернём с Пречистенки налево в Мансуровский переулок. Здесь в доме № 9, в полуподвале, снимал квартиру у застройщика Мастер. Здесь он писал свой роман о Понтии Пилате. Сюда к нему приходила Маргарита. Небольшой деревянный домик, построен в 19 веке. За оградой с калиткой – небольшой сад. Рядом старинная усадьба. Заглянуть внутрь не удаётся. В двадцатых годах прошлого века здесь жили близкие друзья Булгакова- Сергей Ермолинский и братья Топлениновы. Со двора несколько ступенек вели в маленькие полуподвальные комнаты с печкой, там же в крохотной передней стоял настоящий фарфоровый умывальник – предмет особой гордости его хозяев. Булгаков очень любил этот дом и часто оставался ночевать в нем. Зимой здесь уютно потрескивала печка, наполняя комнаты «божественным теплом». А весной, в мае под окном расцветали кусты сирени. Иногда, он работал здесь, при свечах, совсем как его Мастер. Про заключительную часть нашей прогулки я расскажу завтра.

Абакумова: Леночка! Какое удовольствие я получила и предвкушаю еще! Спасибо!!!

Шанхай: mistral Лена, очень интересный экскурс! Порой мы видим красивое по архитектуре здание, восхищаемся им. Но мало кто задумается, кем было спроектировано и построено оно? Кто был первым и последним хозяином этого здания? Какая атмосфера царила в нем? Лена, ждем дальнейшего экскурса по такой красивой и малоизвестной для многих Москве.

Чже Чау: Шанхай пишет: Люба, не соглашусь с Вами. Да конечно))) Просто не было возможности вот так познакомится с ТАКОЙ Москвой.....Очень для меня старой, потому что в моем городе такого времени нет....То, что до Петра кажется очень архаичным, на грани сказки.... mistral Леночка, спасибо!! Совсем другой город, город в городе...Очень привлекательны постройки допетровские, даже монастыри - камерные, не говорю уже о теплых семейных церквях.... Про Веджвуд даже слышать не могу... Мой муж сделал мне подарок - красивую камею "Веджвуд", оригинальную работу....Когда разводились, я в сердцах подарила ее малознакомому человеку... Потрясающей красоты Белые палаты..... Строго, стройно, скромно и фантастически красиво...Люблю такую архитектуру. Благодарю Вас за знакомство с Вашим городом! Ждем продолжения.....

Шанхай: Чже Чау пишет: То, что до Петра кажется очень архаичным, на грани сказки.... Люба, Вы правы. Москва и Санкт-Петербург разно-полярные города по своей архитектуре (современные постройки не берутся в счет). Сегодня случайно нашла в инете ЗАБРОШЕННУЮ ДЕРЕВНЮ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ, не поленитесь пройтись по ссылке, не пожалеете. http://fototelegraf.ru/?p=188947 Даже не верится, что это самое сердце Москвы.

Чже Чау: Шанхай Обязательно! Уже.....

mistral: Абакумова пишет: Какое удовольствие я получила и предвкушаю еще! Я постараюсь, но не знаю, что получится. Не судите строго! Шанхай пишет: Кто был первым и последним хозяином этого здания? Какая атмосфера царила в нем? Про первого и последнего хозяина можно найти информацию, а вот про атмосферу , хотя это привлекает больше всего. Иногда,опираясь на какие-то малозначительные факты, очень хочется вообразить эту атмосферу. Вот, например, дом Айседоры Дункан... По ночам то в одном, то в другом конце дома раздавались какие-то шаги, голоса, стуки. Есенин, вооружившись чем попало, не раз бросался прогонять непрошеных гостей. Оказалось, что среди московских воров прошёл слух, что бывший хозяин дома, чайный фабрикант Ушков спрятал в тайниках свои сокровища. Ничего никто так и не нашёл, но легенда продолжала жить.

mistral: Шанхай Спасибо за ссылку о Крутицком подворье.. Если бы вы знали, как его спасали от сноса!!! Я давно там не была. Весной выберусь обязательно. Это недалеко от станции метро "Пролетарская". Кстати и Белые палаты, которые так понравились Любе, и Красные палаты, которые видны на фотографии площади Преображенских ворот, тоже спасали всем миром. Перед приездом в Москву американского президента Никсона (кажется в 1972), было решено город приукрасить и стали сносить всё подряд. При сносе двух ветхих зданий на этой площади вдруг оказалось, что под более поздними неказистыми стенами скрываются строения XVIIвека. Историки Москвы, архитекторы встали живой стеной, чтобы остановить строительную технику. Отправили телеграмму Брежневу, и снос остановили. Чже Чау пишет: ... красивую камею "Веджвуд", оригинальную работу.... я в сердцах подарила малознакомому человеку.

mistral: Я уже писала, что вчера особого желания бродить по улицам по такой погоде у нас с подругой не было. От площади Пречистенских ворот (т.е. от метро Кропоткинской) дойти до Галереи Зураба Церетели и Академии художеств ( дом 19 - 21) можно минут за 12-15, а мы шли почти 2 часа - правда с заходом в Дом учёных. Итак мы наконец дошли до домов 19 и 21. Дом 19 на Пречистенке, датируется 1780-ми годами. ». Князья Долгорукие владели этим домом с 1793 по 1846 год. Я здесь вставлю старые фотографии. Не удивляйтесь несоответствию сезону. Во время пожара 1812 года дом сгорел и впоследствии долго восстанавливался. В 1846 году князья Долгорукие продают дом чиновнику А.Н.Лаврентьеву, после которого владельцем усадьбы становится подпоручик Н.П.Воейков. В 1868 году «кавалерственная дама» генеральша Чертова основала в доме на Пречистенке, 19 Александро-Мариинское училище для воспитания и образования дочерей офицеров, военных чиновников и врачей московского военного округа. Александро-Мариинский институт действительно давал хорошее воспитание и образование. Вскоре после революции институт прекратил свое существование. Уже в 1918 году в это здание вселилась Химакадемия ( будущая Академия химзащиты). В 1921 году ее сменила Академия Генштаба РККА, которая в 1925 году получила имя М.В.Фрунзе. Соседний дом № 21 был построен после пожара 1812 года, когда владельцем усадьбы был С.П. Потемкин. Его жена - урожденная княжна Е.П. Трубецкая, сестра декабриста С.П. Трубецкого - была посаженой матерью на свадьбе А.С. Пушкина. Сам Пушкин тоже бывал в этом доме. Знаменитый меценат и коллекционер, представитель династии русских промышленников Иван Морозов приобрел усадьбу на Пречистенке, 21 в конце XIX века. Здесь он разместил свою знаменитую коллекцию живописи. После революции его собрание произведений искусства было конфисковано, а ему самому предоставили должность второго смотрителя и разрешили водить экскурсии по собственному дому. В 1919 году Иван Морозов с семьёй эмигрировал за границу. Полотна, собранные Морозовым, включены в фонды Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В его доме на Пречистенке сегодня располагается Российская Академия художеств. На другой стороне улицы, напротив Академии художеств, стоит памятник Сурикову.

mistral: В доме 21 находится музейно-выставочный комплекс «Галерея искусств Зураба Церетели». Только не надо «кидать в меня помидорами» – ругать Церетели стало в Москве признаком хорошего тона. Честно говоря, у меня тоже вызывает недоумение Святой Георгий в Парке Победы, нарубивший своим копьём на куски змея, как колбасу. А его Петра I я увидела первый раз при странных обстоятельствах. Я шла по Остоженке. От неё к реке спускаются переулки. И вот во весь просвет одного из переулков, вместо привычного вида на воды Москвы-реки, я увидела злобное лицо Петра, потрясающего кулаком. Было впечатление, что великан заглядывает в окно кукольного домика. Я прямо шарахнулась от испуга! Конечно, на этот памятник надо смотреть с другого ракурса. Прошли годы, и однажды я подумала, что совсем не знакома с творчеством Церетели, и что кроме злополучного Петра мало что видела. Может быть стоит составить свое собственное мнение о нем и прийти на Пречистенку в «Галерею искусств Зураба Церетели» Те, кто с ним знаком, говорят о нём, как о великом труженике, меценате, разностороннем мастере и очень добром человеке. Поэтому я приглашаю вас пойти со мной "в гости" к Зурабу Церетели. В январе этого года ему исполнилось 80 лет.

mistral: Так как мы с подругой устали и замёрзли,пока бродили по Пречистенке, то сначала мы пошли в ресторан, который находится здесь же. Надо ли говорить, что оформлял ресторан сам Церетели. Сначала мы осмотрели разные залы. "Бронзовый" и "Цветочный" залы особого впечатления не произвели. Зато потом мы зашли в "Славянский зал" Затем - в "Итальянский зал" С трудом оторвавшись от разглядывания фресок, мы прошли в следующий зал - "Зимний сад". Это большая двухуровневая оранжерея, оформленная работами Церетели. Наклонный стеклянный свод затянут полотнами с репродукциями цветочных картин, по стенам майоликовые картины на разные сюжеты.. Вот тут мы и приземлились. При своих больших размерах этот зал показался нам самым уютным. Здесь можно, как в парке на скамейке, чувствовать себя уединённым и болтать в своё удовольствие. Как мне кажется, кухню хозяин тоже контролирует. Или подобрал прекрасных поваров. Можно было заказать "бизнес-ланч" - полноценный обед за 420 руб. Но нам с подругой он показался слишком обильным. Она заказала хинкали, а я аджарский хачапури. И по бокалу красного грузинского вина. Ну, "то что доктор прописал" в такой холодный и сырой день! ОЧЕНЬ ВКУСНО !!! Приятная негромкая музыка и вежливые официанты дополнили впечатление.

Абакумова: Шанхай пишет: Даже не верится, что это самое сердце Москвы. Татьяна, спасибо огромное за этот штрих к ее портрету! Шанхай пишет: Москва и Санкт-Петербург разно-полярные города по своей архитектуре Абсолютно согласна. Обожаю Питер, в моем ощущении город-аристократ, такой строгий и немного надменный, но Москва... Москва такая разная - "Златоглавая. со звоном колоколов", древняя столица Русского государства с теремами и палатами, с усадьбами старейших дворянских фамилий, но и пестрая, шумная, такая веселая, хлебосольная и дородная, как кустодиевская купчиха. Но всегда такая теплая! mistral Леночка, по настоящему "вкусным" оказалось завершение путешествия по Пречистинке. Причем, для меня (увы ) - именно в переносном смысле, поскольку в ресторане Церетели не была, но теперь ОЧЕНЬ туда хочу! Мало того, что там, судя по Вашим фотографиям, так красиво, но и потому, что просто обожаю грузинскую кухню и музыку (4 года жизни в Грузии остались в сердце навсегда!). Так что - очередное, совершенно искреннее СПАСИБО!

mistral: Мы очень душевно посидели в ресторане у Церетели, а потом пошли смотреть галерею. Здесь представлено очень много работ. Есть графика, живопись, декоративные панно и конечно же скульптура. Пиросмани Очень яркие, жизнерадостные декоративные работы. Жесть и эмаль. Портрет Петра I Булгаков Памятник Виктору Гюго. Это макет памятника Христофору Колумбу, который установлен в Севилье. "Колумбово яйцо" Это макет монумента, посвященного борьбе с международным терроризмом. Монумент установлен в Нью-Джерси, на берегу, напротив того места где стояли башни-близнецы, уничтоженные атакой 11 сентября 2001 года. Целый зал в галерее посвящён Чарли Чаплину - картины и скульптуры. Очень много экспонатов. Что-то нравится, что-то - совсем нет, но в любом случае стоит сходить посмотреть. В галерее есть и небольшой концертный зал. Там регулярно проходят камерные концерты. Например сегодня будет "Фламенко" - три исполнителя - танец, гитара, вокал. Приходите в галерею (входной билет 300 руб., пенсионерам - 100) и можете пойти и на концерт. А ещё шампанским угощают

mistral: Внутренний дворик особняка почти весь накрыт стеклянной крышей. Здесь зал "Яблоко" - "Познание добра и зла" На стенах рельефы на библейские и евангельские сюжеты. Сотворение Адама Рождество По периметру зала много скульптур. Вот скульптурная композиция "Три мушкетёра". Она установлена во французском городке Кондом у стен кафедрального собора. Лица мушкетёров узнаваемы - это портреты наших актёров. Шостакович, Ростропович, Солженицин. Пастернак и Цветаева. Возле этой работы не было таблички. Глядя на неё вспомнила, что в 1918 - 1922 годах было расстреляно и замучено почти 10 тысяч священников, монахов и монахинь. Композиция "Ипатьевская ночь" - в память о Николае II и его семье.

mistral: Яблоко в центре зала – это символ возникновения и продолжения жизни. Огромные руки бережно обрамляют вход вовнутрь Там внутри установлены фигуры Адама и Евы. У их ног извивается змей. Вся сфера внутри покрыта рельефами, рассказывающими о чувственной любви. Кто-то произнёс - "Камасутра", но скорее это похоже на древнеримские фрески. Короче - только для взрослых. Вот стихотворение Андрея Дементьева, друга Зураба Церетели. Такая у нас получилась в этот раз прогулка по Москве - очень разнообразная, как и сама Москва.

klansykassiopea: Лена, спасибо большое, что культурно нас обогащаете и просвещаете! Замечательные прогулки и фоторепортажи!

Шанхай: МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА (фото которого я выкладывала выше) тоже под патронажем Зураба Церетели, правда хозяйничает там Василий Церетели (сын). Перед музеем на Гоголевском бульваре (м. Кропоткинская) есть памятник-фонтан. Когда-то он выглядел так и назывался памятник Михаилу Шолохову. Чем не угодил Михаил Александрович? За что убрали писателя можно только догадываться.

Alex: Композиция, мягко говоря, не совсем удалась, прямо дед Мазай и зайцы, пардон кони. Извините, не удержался, но на примере Церетели можно наблюдать чего может достичь очень посредственный художник, если его как следует прикармливать из городского бюджета (тем более если это московские масштабы) . Тут количество творений не перешло в качество, скорее наоборот...

mistral: Alex пишет: Композиция, мягко говоря, не совсем удалась, прямо дед Мазай и зайцы, пардон кони. Этот памятник - работа Александра Рукавишникова, а идея принадлежала его отцу. Изначально его должны были установить на Зубовской площади, но не срослось. Затем всё-таки установили на Гоголевском бульваре, неподалеку от дома, где жил Шолохов. Эти плывущие кони должны были быть красными и белым и символизировать гражданскую войну, когда народ разделился на два воюющих лагеря. В середине жеребёнок, который не знает, куда плыть. Тема более чем актуальная в наше время. Как этот памятник только не ругали, называли "Дед Мазай и кони", "Скотобойня". Современная монументальная скульптура вообще вещь очень спорная. Я тоже не понимаю, куда делся Шолохов. Попробую узнать у знакомых. Любое изобразительное искусство вызывает самую различную реакцию. Например мне понравились пейзажи Олега ПутнинА, с выставки которого и начиналась наша прогулка. Они мне очень созвучны, мне было бы приятно иметь такую работу у себя дома. А вот всех остальных эти пейзажи оставили совершенно равнодушными. Целый ряд работ, который я увидела в галерее Церетели мне понравился, но сосуществовать с ними каждый день я бы не хотела. Монументальная скульптура же стоит у всех на виду, и, хотим мы этого, или не хотим, каждый день попадается нам на глаза и раздражает, пока все на привыкнут. Памятник Гоголю в начале Гоголевского бульвара гораздо хуже. При виде его в душе ничего не шевельнётся - истукан, как истукан. А вот никто не ругает. Так бывает везде и вовсе времена. К примеру - как ругали Эйфелеву башню в Париже, а теперь она символ города...

Шанхай: mistral пишет: А вот всех остальных эти пейзажи оставили совершенно равнодушными. Елена, не соглашусь с Вами. Пейзажи не могут оставить равнодушным ни кого. Но все, что недоступно нашему воображению цепляет глаз, и мы машинально обсуждаем и осуждаем этот объект. С пейзажами все наоборот, получив эстетическое удовлетворение, мы остаемся какое-то время в приятной эйфории или тут же забываем (глаз ведь не режет ).

Alex: Согласен, но во всем нужны вкус и мера, особенно если речь идет о таком городе, как Москва... О вкусах, как говорится, не спорят, но чувство меры должно присутствовать! ,,лучше меньше, да лучше "В.И.Ленин. А Церители пусть уж лучше для своей галереи творит, Москва от этого только выиграет.

Uliana: Лена, спасибо за прогулку по Москве. Очень люблю старинные дома с историей.



полная версия страницы