Форум » Как прекрасен этот мир, посмотри! » Прогулки по Москве » Ответить

Прогулки по Москве

mistral: Предлагаю вам погулять вместе со мной по Москве. Я родилась в этом городе, здесь прошла вся моя жизнь. Я люблю мой город. Правда иногда мне кажется, что с годами он всё больше и больше становится чужим, незнакомым. Но, если присмотреться, то надо признать, что многое улучшилось. Город стал чище, красивее, наряднее. Повседневные заботы не дают выбрать время для неспешной прогулки, для похода на выставку. Если же всё-таки вытащить себя "за шиворот" из дома, оторваться от телевизора, то получишь большое удовольствие. А если в приятной компании, то удовольствие вдвойне! Ну, как? Пошли?

Ответов - 284, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Шанхай: mistral Лавстори Лена, Марина, спасибо вам за экскурсию по Юсуповскому дворцу. Появилось желание в следующий приезд в Москву побывать в этом красивом, историческом месте.

Tatiana_Zakharova: Лена, Марина, спасибо за экскурсию по Юсуповскому дворцу! Как жалко, что он теперь приходит в запустение... Смотрела, читала и постоянно ловила себя на мысли, что мы очень мало знаем город, в котором живем... Видать на дворцах Юсуповых висит то же проклятие, что и на самом знаменитом роде... Один дворец в Питере цветет и процветает, в Москве забыт и потихоньку ветшает. Есть еще один дворец Юсуповых, который тоже никак не отреставрируют, это музей-усадьба Архангельское. Там тоже реставрационные работы ведутся с 1986 года и никак его не откроют для посещения экскурсантов... Хорошо хоть парк облагородили... Очень хочется верить, что красота вечна и как бы не старался человек ее убить, Господь найдет способы ее спасти... Вот фотографии музея усадьбы Архангельское, которые сделал мой сын Миша, когда возил туда наших родственников. Какая красота была внутри можно только догадываться... В усадьбе была огромная коллекция картин, шикарная библиотека...Вот, фотографии, которые нашла на просторах интернета. Сейчас это самое посещаемое место отдыха для местных жителей. Там очень душевно побродить по тихим тропинкам, полюбоваться с обрывистого берега на Москву-реку. Посетить древний храм Архистратига Михаила. Все красногорские молодожены обязательно приезжают на фотосессию в Архангельское... Будем надеяться, что и музей-усадьбу когда-нибудь тоже откроют...

Uliana: А мне московский дворец князя Юсупова хочется назвать домом, ну на крайний случай палатами. Он такой уютный и семейный, со своими низкими окнами, красивыми отопительными печами и расписными стенами. На фото видно как там холодно и пусто сейчас, но дом живой и такое ощущение, что ждет... ждет своего Хозяина. И дух у дома теплый, совсем не надменный.


Лавстори: Вчера, к сожалению, комп стал тормозить, так, что невозможно было выгрузить все фото Дворца. А их у меня,еще, много! [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img]

mistral: Снова и снова пересматриваю фотографии Юсуповских палат. Снова и снова вспоминаю, как мы ходили по пустым холодным залам. Дворец "не отпускает"! Танюша! Спасибо за рассказ об Архангельском. У нас получается хорошая подборка о Юсуповских дворцах в Москве, Подмосковье и Петербурге. Отлично!!!

Абакумова: mistral пишет: Дворец "не отпускает"! Меня тоже. Особенно после того, как Лена рассказала о печальной судьбе, которая может его ожидать... Как можно допустить, чтобы это великолепие, причем, уже восстановленное, пропало, разрушилось...

Лавстори: mistral Лена, прошу прощения, что несколько "торможу" процесс выкладки фотогорафий дворца! Сейчас попробую закончить, вывесив фото "домовой церкви" дворца Юсуповых. Насколько детальных снимков изразцовых печей. [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] Лестница, ведущая в "домовую церковь". [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img]

mistral: Марина! Прекрасные фотографии и по качеству и по передаче настроения! Как вам удалось сфотографировать лестницу, ведущую в домовую церковь? Когда вы там задержались, я боялась, как бы вы не оступились в почти полной темноте!

Лавстори: mistral Как вам удалось сфотографировать лестницу, ведущую в домовую церковь? Когда вы там задержались, я боялась, как бы вы не оступились в почти полной темноте! Лена, темнота начиналась дальше, а здесь, я еще перед входом на лестницу снимала. А фото, действительно,очень красивые! Особенно те, где где , в пустующие холодные залы , проникает солнечный свет, делая уникальные росписи стен, еще более прекрасными!

Tatiana_Zakharova: Лавстори пишет: Лена, прошу прощения, что несколько "торможу" процесс выкладки фотогорафий дворца! Как здорово, что фотографии появляются "порциями", есть возможность продлить удовольствие! Марина, Лена, еще раз спасибо за шикарную экскурсию по Юсуповскому дворцу!

Абакумова: Tatiana_Zakharova пишет: Как здорово, что фотографии появляются "порциями", есть возможность продлить удовольствие! Это точно!

mistral: Мы вышли из Юсуповских палат и отправились в сторону Чистопрудного бульвара. Но об этой части нашей прогулки я расскажу позднее. Впечатление от интерьеров было таким сильным, что захотелось продолжить рассказ о "нео-русском" стиле, который вошёл в моду в конце XIX века. Благодаря этой моде и были созданы интерьеры Юсуповсого дворца. mistral пишет: Все интерьеры дворца в 1892-95 гг. были декорированы по эскизам художника Ф. Ф. Солнцева, стены расписали в русском стиле, сделали резные порталы, бронзовые решетки…. Русский стиль был тогда в моде. Сегодня я хочу рассказать об ещё одном московском особняке. Забыла написать, что он расположен на улице Якиманке рядом со станцией метро "Октябрьская-радиальная".

mistral: Дом Игумнова на Якиманке давно и общепризнанно считается выдающимся сооружением «русского стиля» XIX столетия. "Странный дом", "особняк-обманка", "пряничный домик" - это все эпитеты в адрес одного дома, дома на Большой Якиманке. Участок для строительства, который выбрал Игумнов, располагался напротив церкви Иоанна Воина. Покажу фотографию церкви Иоанна Воина на Якиманке. Её построил в 1712 году архитектор И.П. Зарудный. Вот здесь в 1893 году и был возведён дивный двухэтажный терем из красного кирпича. Арочные окна с "гирьками", украшенные колонками-"бочками", вместе с разнообразными выложенными на фасаде узорами, изразцами с диковинными растениями и птицами - всё напоминало дворцовые покои Московской Руси. В 1880 году купец первой гильдии Николай Васильевич Игумнов пригласил архитектора Николая Ивановича Поздеева для того, чтобы он построил новый дом со службами. Поздееву тогда было тридцать три года, родился он в Калужской губернии, образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем уехал в Петербург в Академию художеств и по окончании ее нашел место в Ярославле, где пять лет был городским архитектором. На этой должности он показал себя приверженцем двух архитектурных манер - «русского стиля», который использовал в проектах церквей и часовен, и разновидности классицизма, французского стиля Людовика XV, которому тогда охотно подражали по всей Европе. В таком духе он строил купеческие дома. Игумнов, владевший значительным паем Товарищества Ярославской Большой полотняной мануфактуры, обратил внимание на молодого архитектора и поручил ему построить в Москве особняк, в котором соединились бы обе его излюбленные манеры, но «русский вкус» преобладал бы. В 1893 году особняк был закончен. На высокой кровле особняка давленый металл под черепицу, керамические вставки. Над "красным крыльцом" (парадным входом) изящная двойная арка . Стены из привозного голландского кирпича. Окантовка окон из белого подмосковного камня. Живописные колоколенки, луковичные маковки шатров, дутые колонны. Элементы декора архитектуры собора Василия Блаженного, старинных церквей Ярославля. Многоцветная мозаика редчайших изразцов, специально расписанных по рисункам русского живописца С. Масленникова и изготовленных на знаменитом заводе Кузнецова. Но построенный особняк вызвал в Москве такие жаркие споры и такую критику, что купец Игумнов, собственного мнения не имевший, разорвал контракт с архитектором и отказался платить за все расходы по отделке дома сверх сметы. Архитектор, разорённый и униженный, покончил собой. Этот особняк – единственное творение Н.И. Поздеева в Москве. В 1938 году бывший особняк Н. Игумнова советское правительство предоставило в распоряжение посольства Франции. С 1979 года по сегодняшний день терем-дворец - официальная резиденция Чрезвычайного и Полномочного Посла Французской Республики.

mistral: Двери посольства открываются для экскурсантов один раз в году - в Международный день музеев. Парадная лестница и прихожая оформлены в русском стиле. Дальше, за этой дверью - совершенно иной мир. Гостиная (зал приёмов), малый салон, а также малая столовая - все выполнено в стиле времен французского короля Людовика XV. Тут на каждом шагу королевская роскошь. Паркет красного дерева в парадных залах, шикарная мебель из драгоценных пород древесины и слоновой кости. Дорогие гобелены по стенам, сложная лепнина. Зал приёмов. (Эта фотография из альбома) Гобелены французы привезли с собой, как и картины и мебель. Высокие светлые потолки с орнаментальными рисунками и барельефами. Лепнину на потолках тщательно сохранили. В парадной столовой интерьер строже. Своды потолка напоминают о русских боярских палатах. Говорят, что архитектор не успел закончить отделку этого зала, поэтому своды остались просто побелёнными. Малая столовая По плану архитектора в доме более сорока комнат. Об этом особняке ходят различные мрачные легенды, связанные, должно быть, с характером хозяина. Рассказывают и о замурованной в стену неверной любовнице, призрак которой ходит по ночам по залам. И о том, как Игумнов приказал усыпать пол в бальном зале золотыми монетами, чтобы его гости ходили по золоту. Из-за этого у него были большие неприятности, так как на монетах был отчеканен профиль царя.

Шанхай: mistral пишет: "пряничный домик"....... Дальше, за этой дверью - совершенно иной мир. "Пряничный домик" поразил своей необычной, сказочной красотой. Прихожая и парадная лестница в исконно русском, боярском стиле, а все что за дверью и вправду ИНОЙ МИР.

Uliana: Лена, какой дом интересный!!! Точно, пряничный. Весь в затейливых завитушках, сладкий. И как водится в жизни, за такой внешностью обычно скрыты омуты... Контраст терем- королевская роскошь- шокирующий . За дверью не только другой мир- там другое время...mistral пишет: Но построенный особняк вызвал в Москве такие жаркие споры и такую критику, что купец Игумнов, собственного мнения не имевший, разорвал контракт с архитектором и отказался платить за все расходы по отделке дома сверх сметы. Архитектор, разорённый и униженный, покончил собой. По другому не могло быть...наверно. В этом доме конфликт заложен прямо в фундамент.

Tatiana_Zakharova: Лена, спасибо за очередной рассказ!!! Царские палаты для купца... История... Радует, что дворец живет и отлично выглядит! Молодцы французы!

Лавстори: mistral Лена, я много раз видела этот дом: красивый, конечно! Но никогда я не знала его историю, не знала, что , там, внутри. Контраснтная красота! Но построенный особняк вызвал в Москве такие жаркие споры и такую критику, что купец Игумнов, собственного мнения не имевший, разорвал контракт с архитектором и отказался платить за все расходы по отделке дома сверх сметы. Архитектор, разорённый и униженный, покончил собой. Жуткая история!

Чже Чау: Лавстори mistral Марина,Лена - отдельное спасибо вам большое за знакомство с Юсуповским дворцом! Невероятной красоты палаты.....Смотрю и пересматриваю...Изразцы - просто шедевр... mistral пишет: Покажу фотографию церкви Иоанна Воина на Якиманке. Её построил в 1712 году архитектор И.П. Зарудный Церкви ваши московские, пряничные, картинные, такое разные - очень камерные и такие душевные...... mistral пишет: Вот здесь в 1893 году и был возведён дивный двухэтажный терем из красного кирпича. Арочные окна с "гирьками", украшенные колонками-"бочками", вместе с разнообразными выложенными на фасаде узорами, изразцами с диковинными растениями и птицами - всё напоминало дворцовые покои Московской Руси. Для современников- москвичей это наверно выглядело кичем, потому что "русского стиля" настоящего в Москве тогда было много....А вот в Петербурге -только стилизация, и она нравилась современникам...Покажу вам Музей Суворова,который который размещается в здании, специально продуманном и построенном для того, чтобы увековечить память генералиссимуса. По всей стране проводилась добровольная подписка по сбору средств на строительство здания музея и поиск экспонатов. Подписка приняла всенародный характер, участие принимали люди из различных социальных слоев общества – от крестьян до представителей императорской семьи. Закладка здания по проекту архитектора А. И. фон Гоген произошла 8 июня 1901 года. Автор проекта использовал мотивы древнерусского зодчества. [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] Конечно гораздо скромнее, чем московская архитектура а ля рюсс )))), но весьма необычно для нашего города....

mistral: Tatiana_Zakharova пишет: Царские палаты для купца... Купец был о-о-очень богатый! После революции потерял всё, но эмигрировать не захотел. Уехал в Абхазию, где у него было огромное имение и стал директором в собственном национализированном хозяйстве. Очень кипарисы любил. Говорят, что даже сейчас с самолёта видны его инициалы из высаженных кипарисов. Tatiana_Zakharova пишет: Радует, что дворец живет и отлично выглядит! Молодцы французы! Да, действительно молодцы! Отнеслись к доставшемуся им дворцу очень бережно. До них здесь был клуб работников Гоззнака (наверное золотые червонцы Игумнова притягивали ) Затем сюда вселился Институт Мозга - это тот, который изучал строение мозга Ленина, Крупской и др. путём изготовления тонких срезов. После них здесь был Дом пионеров. Так что особняк достался французам не в лучшем состоянии. Они много потрудились над восстановлением первоначального облика. Ещё было построено новое здание, где размещаются офисные помещения, консульство, концертный зал. Там проходят концерты, демонстрируются фильмы на французском языке на которые, при желании, можно получать пригласительные билеты. А вот увидеть интерьеры особняка Игумнова можно только один раз в году и то по предварительной записи.

mistral: Uliana Лавстори Ульяна, Марина! Меня тоже всегда привлекают истории, легенды и судьбы людей, которые когда-то здесь бывали.

mistral: Чже Чау пишет Для современников- москвичей это наверно выглядело кичем, потому что "русского стиля" настоящего в Москве тогда было много....А вот в Петербурге -только стилизация Люба, это было время такое, когда расцветали самые разные стили в архитектуре, а большие деньги позволяли всем этим стилям реализовываться. Нео-готика, нео-русский стиль и мой любимый русский модерн .... Мне кажется, или действительно в здании Музея Суворова в Петербурге есть определённый "немецкий акцент" - то ли терем, то ли замок, то ли крепость?

mistral: Шанхай Uliana Tatiana_Zakharova Лавстори Чже Чау Уж раз у нас идёт разговор о нео-русском стиле, покажу вам ещё одно здание. Это театр Корша в Петровском переулке. Это переулок идёт от Большой Дмитровки к Петровке и выводит прямо к Высоко-Петровскому монастырю. Ближайшая станция метро "Чеховская". Театр Корша (Русский драматический театр, или Московский частный театр Корша) был одним из самых известных и популярных театров в дореволюционной Москве. с 1882 г., когда после отмены монополии императорских театров в Москве, Федор Адамович Корш, юрист по профессии и страстный любитель театрального искусства, основал свой частный театр. В 1885 г. театр Корша переехал в новое здание в Богословском (нынешнем Петровском) переулке. Театральное здание было выстроено по проекту архитектора Михаила Николаевича Чичагова в псевдорусском стиле с нарядным фасадом, в оформлении которого были использованы элементы древнерусской архитектуры — наличники, ниши-ширинки, пояски. Центральная часть здания была украшена изразцовыми панно; затейливо сделанная кровля с башенками, «бочками» и щипцами создавала образ сказочного терема. Особенностью нового театра были, оборудованная по последнему слову техники, сцена, а также электрическое освещение всех помещений. Театр был очень популярен благодаря интересному репертуару и блестящему составу актёров. Говорят здесь, в буфете театра, встретились впервые Чехов и Станиславский. После революции театр стал государственным и был преобразован в «3-й театр РСФСР. Комедия» или «Комедия (бывший Корш)», позже стал называться Московским драматическим театром. Труппа театра просуществовала до 1933 года, когда театр был закрыт, а его здание передано МХАТу. В настоящее время в бывшем театре Корша располагается Театр Наций, возглавляемый Евгением Мироновым. Как и во времена МХАТа, так и теперь здесь выступают лучшие актёры. Евгений Миронов привлекает к участию в разных спектаклях и Неёлову, и Хаматову, и многих известных и молодых актёров.

Абакумова: Заснеженная Москва. Видео 1908 г. http://www.dailymotion.com/video/x2hh75q_moscou-sous-la-neige-1908_school

mistral: Абакумова пишет: Заснеженная Москва. Видео 1908 г. Как интересно! В Кремле очень даже оживлённое движение. Интересные кадры с Царь-Колоколом. Кажется, здания монастыря, которые видны на заднем плане, собираются восстанавливать.

Абакумова: mistral пишет: В Кремле очень даже оживлённое движение. Я это тоже отметила про себя. И Царь-Пушка там тоже есть. А какая панорама! "Сорок сороков"...

mistral: Приближается праздник - 8 Марта Вот ведь какая у нас, женщин, повседневная жизнь : «…работа, транспорт, магазин, дом кухня, телевизор, сон, подъём…» И так изо дня в день. Необходимо жизнь разнообразить! А вы когда-нибудь бывали на Мультимедийных выставках. Я – никогда. Так давайте сходим! Выставка французских импрессионистов «От Моне до Сезанна» проходит в центре дизайна «Artplay» - улица Нижняя Сыромятническая, 10 . Как добраться. Станция метро Курская-кольцевая, выход через Чкаловскую. Дальше по 3-ему Сыромятническому переулку и налево под железнодорожный мост (ориентир - ресторан «История»). За мостом направо и пойдет Нижняя Сыромятническая улица. От Курской это минут 15 пешком. Во дворе дома № 10 вам каждый подскажет, как пройти на выставку. http://www.monet-cezanne.ru/index.php/ru/

mistral: В первом зале вы можете прочесть рассказы об импрессионизме и обо всех художниках, чьи работы вам предстоит увидеть - Тулуз Лотрек, Манэ, Ренуар, Дега, Моне, Сезанн, Писсаро и др. Вот, что пишут устроители выставки: «Погрузитесь в захватывающий новый мир, отбросьте все традиционные представления о посещении музея, дайте волю всем вашим чувствам, окунитесь в живую симфонию света, цвета и звука соединённые воедино». 40 проекторов, многочисленные экраны, анимированная графика и музыкальное сопровождение – всё это создаёт захватывающее впечатление, позволяет узнать, понять и почувствовать творчество художников импрессионистов. Вы узнаете пейзажи Прованса Поля Сезанна, парижские улицы Камиля Писсаро, в репетиционных залах Гранд Опера закружатся танцовщицы Дега, Огюст Ренуар пригласит вас на бал в "Мулен де ля Галет", а Клод Моне в свой чудесный сад в Живерни. Ведь мы с вами везде там побывали, когда путешествовали по Франции! И вся эта феерия под музыку Чайковского, Равеля, Дебюсси и Оффенбаха. Большое пространство выставочного зала поделено на три части. Вы можете ходить, сидеть и даже лежать в мягких креслах-мешках. Один сеанс длится 35 минут, но никаких перерывов нет. Мы просмотрели всё с разных точек раза три, и уходить не хотелось. На эту выставку стоит приходить пораньше - чем меньше посетителей, тем лучше. И ещё. Милые дамы, обратите внимание в магазинчике на шёлковые платки с репродукциями картин импрессионистов. Прекрасный подарок к празднику себе любимой!

mistral: Если вы пройдёте немного дальше, то выйдете к реке Яузе, к горбатому Таможенному мостику. Вот это и есть комплекс "Artplay", вернее его часть, выходящая на Яузу.

mistral: Продолжаю, наконец, рассказ о нашей прогулке по московским переулкам в районе Чистых прудов. mistral пишет: Мы вышли из Юсуповских палат и отправились в сторону Чистопрудного бульвара. Шли по Большому Харитоньевскому переулку. Своё название он получил по имени церкви Святого Исповедника Харитония. Вот её фотография начала XX века. Единственная в Москве церковь во имя св. Харитония Исповедника стояла в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитония, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября 1645 года царь Алексей Михайлович венчался на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство. В стене церкви была заделана доска с такой надписью: "Лета 1652 года Июля в 8-й день начата строить сия церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирския при Державе Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича.., а совершена сия церковь и приделы под колоколы во имя преподобного отца нашего Харитония Исповедника в 1662 году Июля в 30 день". Церковь св. Харитония была особой, первой, в которой находился своеобразный музей - после реставрации, проведенной в 1881 г., по инициативе историков И. Е. Забелина и В. Е. Румянцева в ней открыли род небольшого музея, где были выставлены рукописи, старопечатные книги, древние облачения, снимки с открытых фресок. По постановлению Моссовета от 26 февраля 1933 г. церковь закрыли, а помещение намеревались использовать "для библиотеки Наркомснаба", но в 1935 г. снесли и выстроили типовую школу из безобразного серого кирпича. В начале 2000-ых школу тоже снесли и построили на её месте многоквартирный дом. Но то ли застройщики разорились, то ли ещё по какой-то причине, дом стоит недостроенный и постепенно разрушается. Я уже рассказывала, что в одну из частей Юсуповского дома снимали родители Пушкина. Будущему поэту было тогда от 2-х до 5-ти лет. Напротив дворца был большой парк, где маленький Саша Пушкин гулял со своей няней. Выбор места жительства был не случаен. Буквально в двух кварталах отсюда в Малом Харитоньевский, д. 7 - с 1797 г. по 1808 г. - была усадьба бабушки Пушкина - Ольги Васильевны. Строения усадьбы сгорели во время пожара 1812 г. Существующие в наше время здания построены в 1889-1891 гг. по проекту архитектора Б.В. Рутковского. Прямо напротив церкви Св. Харитония, там где сейчас небольшой сквер на углу с Малым Харитоньевским, там, где в 1960 г. поставлен мраморный бюст академика С. А. Чаплыгина, еще в 1930-х гг. стоял низенький, как бы вросший в землю деревянный дом. Московская молва именовала его "ларинским", "домом Татьяны Лариной". Сюда, "в Москву, на ярмарку невест", привезли Таню. На заставу въехал целый обоз из деревни - "возок боярский" и три кибитки, нагруженные домашними пожитками. Так и ехал Ларинский обоз по Москве. «В сей утомительной прогулке Проходит час-другой, и вот У Харитонья в переулке Возок пред домом у ворот Остановился.» Ранним утром Татьяну будит звон колоколов церкви св. Харитония, что в Огородниках: «Садится Таня у окна. Редеет сумрак; но она Своих полей не различает: Пред нею незнакомый двор, Конюшня, кухня и забор.»

mistral: В Малом Харитоньевском переулке есть ещё одно здание, знакомое многим - Грибоедовский ЗАГС. Это Московский дворец бракосочетания (Малый Харитоньевский, д. 10). Особняк построен в 1909 г. архитектором С.Ф. Воскресенским для торговца железом А.В. Рериха. Мы с мужем здесь расписывались 40 лет тому назад, не потому, что это был Дворец Бракосочетания №1 в Москве, а потому, что я жила с родителями в двух кварталах отсюда. В этом здании, похожем на старинную дворянскую усадьбу, размещается какое-то военно-морское ведомство. Уточняю. Здание с портиком, построенно в 1861 г. С 1875 г. здесь было Филаретовское училище. Училище было открыто по инициативе митрополита Филарета и называлось "домом воспитания девиц духовного звания", впоследствии просто Филаретовским. Об этом училище вспоминала сестра Антона Павловича Чехова - Мария Павловна. После переезда чеховской семьи из Таганрога младшим ее членам надо было учиться. Миша Чехов, как говорили в семье, "сам себя определил" в гимназию, а Машу никто не хотел принимать без платы за учение. М. П. Чехова вспоминала, что "познакомилась с девочкой, учившейся в Филаретовском женском епархиальном училище. Она рассказала мне, как хорошо они учатся, интересно проводят время, танцуют, и мне очень захотелось там учиться. Один из таганрогских купцов-богачей, по фамилии Сабинников, увидев нашу плачевную московскую жизнь, согласился платить за мое обучение". М. П. Чехова проучилась здесь с 1877 по 1883 г. После 1917 г. училище заняло Управление внутренней охраны НКВД, потом Строительный институт, а теперь военно-морской штаб. Район церкови св. Харитония, был хорошо известен в средневековой русской столице. Здесь протекали ручей Черногрязка, давший старомосковское название одной из частей Садового кольца - Садовая-Черногрязская, и не менее знаменитый ручей Рачка, образовавший Чистые пруды. Тогда, в XVII столетии между Мясницкой и Покровкой (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала) раскинулась огромная дворцовая Огородная слобода, где селились царские огородники. На отведенных дворцовых землях они выращивали овощи и фрукты, и поставляли их свежими, "с грядки", в Кремль к государеву столу. Назывался этот район Огородной слободой или "в Огородниках". Здесь еще жили и торговые люди, и священники, и дворяне, и бояре. За зданием Дворца бракосочетания мы повернули налево и пошли по переулку Огородной слободы. Такие деревянные дома с кружевными наличниками больше характерны для сибирских городов. Этот, в переулке Огородной слободы, был построен в 1870х -1880х годах. И вот ведь держится до сих пор!

mistral: Переулок Огородной слободы, д. 6 - 1900 год, архитектор Р.И. Клейн. Построен для чаепромышленников Высоцких, в семье которых часто бывал в качестве учителя Б. Пастернак. Когда чаезаводчика в революцию выселили из замка, въехал туда с "Всесоюзным обществом большевиков" Александр Митрофанович Стопани. В 1932 году его расстреляли, как врага народа. После этого Надежда Константиновна Крупская организовала там городской Дворец пионеров. Потом Стопани реабилитировали и переулок Огородная слобода переименовали в переулок Стопани. Ранее дом Высоцких был прекрасно отделан - дорогое дерево, золотая роспись, лепнина, наборные паркеты, но, с вселением пионеров и школьников, все было заменено новым оформлением. Как рассказывалось в одном из журналов, многие сомневались, стоит ли все выкидывать и делать заново, но "руководитель московских большевиков тов. Хрущев смело поставил вопрос о том, чтоб все это купеческое безвкусие и богатство надо убрать". Значительная часть этого «купеческого безвкусия» перекочевала на правительственные дачи. В 1962 г. городской Дворец пионеров открылся на Воробьевых горах, а здесь так и остался районный дом пионеров (сейчас Дом детского творчества). Для меня это место памятно не только потому, что сюда, в Дом пионеров, ходила я сама, а потом моя дочка, но и потому, что в этом парке я, впервые в жизни, увидела ЩЕНКА ЧАУ ! И всё - "инфаркт микарда" на всю оставшуюся жизнь! Это был Кориолан Наташи Кондрашевой. А через два года в нашей семье появилась его дочка - Патриция Крис Квей, наша дорогая Патти. Вот они вместе на этой старой фотографии.

Uliana: mistral пишет: в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитония Лена, а что такое придел? Лена, я с такоим удовольствием захожу в твою темку, просто слов нет! Спасибо за счастье прикоснуться к истории Москвы. Не бросить беглый взгляд , а именно услышать историю.

mistral: Uliana пишет: Лена, а что такое придел? Это может быть пристройка, а может быть часть церкви (обычно с северной и южной стороны от основного алтаря), посвященная какому-то святому. В данном случае придел Святого Харитония располагался "под колоколы", т.е. в колокольне. Если я что-то неточно написала, то, надеюсь, меня поправит Танюша Захарова.

mistral: Uliana пишет: прикоснуться к истории Москвы. Не бросить беглый взгляд , а именно услышать историю. Продолжаю рассказывать истории. Идем дальше по тихому переулку Огородной слободы. В прошлом веке здесь было еще тихо, "...вся эта местность, - писал автор путеводителя по Москве 1884 года, - наполнена множеством пересекающихся, тихих и спокойных переулков, где в 11 часов вечера уже все спят, разве проедет шагом запоздалый извозчик". Однако со строительством железнодорожных вокзалов на Каланчевской площади и Садовом кольце движение в некогда тихих переулках значительно усилилось. По ним с раннего утра ездили ломовые извозчики с вокзалов, нагруженные железными балками и рельсами, со страшным грохотом скребущими по булыжнику. Этот голубой особняк - дом №5 - был построен в 1885 г., (архитектор П. А. Дриттенпрейс) для разбогатевшего крестьянина текстильного села Озеры Коломенского уезда Михаила Щербакова, владельца крупной текстильной фабрики. С этим домом связана трагическая история, которую вы вряд ли найдёте в каких-нибудь путеводителях. Я услышала её от своей бабушки. Её родители переехали из Петербурга в Москву в 1911 году, когда ей было 15 лет. В переулке недалеко от Чистых прудов жили их знакомые, у которых они регулярно бывали. Однажды, проходя по переулку Огородной слободы мимо этого голубого особняка, бабушка увидела, что вся мостовая в переулке устелена толстым слоем соломы. Ей рассказали, что молодая (очень молодая!) жена владельца особняка хотела покончить собой из-за любви к такому же молодому человеку. Они оба стреляли в себя. Он умер сразу, а она, с тяжёлой раной головы, промучилась ещё несколько дней. Чтобы грохот от проезжавших подвод не доставлял ей ещё больше мучений, всю улицу застелили соломой. На правой стороне переулка особняк (№ 2), построенный архитектором Н. И. Якуниным для Д. А. Беренса, директора Первого Российского страхового общества в 1892 г. Теперь дом занят посольством Швейцарии. На углу переулка Огородной слободы и Гусятникова пер. красивый доходный дом. № 3/1, 1910 г., архитектор Б. М. Нилус. Идём дальше по Гусятникову переулку. Назван он был так по имени одного из владельцев домов - богатого купца Гусятникова. По нечётной стороне переулка, на месте заурядного жилого дома (№ 9, 1960-е гг.), в конце XIX в. в маленьком деревянном строении, жил известный всей Москве богач Г. Г. Солодовников, дававший деньги под высокие проценты. О его непомерной скупости ходили легенды - в этом доме обстановка была такая же, как у гоголевского Плюшкина, хозяин питался в харчевнях вчерашней кашей за три копейки, воровал яблоки у разносчиков, одел резиновыми шинами лишь задние колеса пролетки, где он сидел, а передние оставил как есть - "для кучера шин не желаю"... После его смерти обнаружилось, что почти все свое состояние, достигавшее нескольких десятков миллионов рублей, он оставил на благотворительные дела, строительство школ, больниц, домов с дешевыми квартирами. Наследники затеяли громкий процесс, но проиграли его. До 1917 года на солодовниковские деньги успели построить дома на 2-й Мещанской и больницу на Ходынском поле. По той же нечетной стороне переулка, но уже ближе к его концу, два интересных жилых здания. В 1912 г. архитектор В. Е. Дубовский построил дом № II, где в оформлении фасада использовал готические детали, а над входом была установлена скульптура рыцаря в латах, опирающегося на меч, - намек на средневековый дом-крепость. Этот архитектор любил такого рода ассоциации - ему же принадлежит и проект "дома с рыцарями" на Арбате. Фасад пятиэтажного доходного дома, на самом углу с Большим Харитоньевским переулком (архитектор О. Г. Пиотрович) отделан гладкой, блестящей облицовочной керамикой. Сейчас плитку отмыли и восстановили красивую лепнину. Любо-дорого смотреть!

mistral: Переулки пересекаются почти под прямыми углами. Пойдёшь в одну сторону - обязательно пропустишь что-нибудь интересное с другой стороны. Поэтому давайте немного вернёмся назад по Большому Харитоньевскому переулку. Красивый доходный дом, построенный в начале XX века, украшен барельефами. Дом был выстроен на месте деревянного дома поэта И. И. Дмитриева, давнего знакомого пушкинской семьи. Позади дома находился небольшой сад, где можно было часто видеть хозяина дома за чтением под густой тенью двух старых лип. Он дружил с Н. М. Карамзиным, и будущий историограф почти каждый день бывал здесь. Дом Дмитриева был одним из культурных центров допожарной Москвы - хозяин вспоминал, что его нередко посещали "молодые писатели" В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, В. В. Измайлов. Узнав, что этот домик сгорел в пожар 1812, года В. А. Жуковский посвятил ему стихотворение-воспоминание: Итак, ее уж нет, Сей пристани спокойной, Где добрый наш поэт Играл на лире стройной... Как весело бывало, Когда своим друзьям, Под липою ветвистой С коньяком чай душистый Хозяин разливал, И круг наш оживлял Веселым острым словом! В пушкинское время участок между теперешними улицами Чаплыгина и Жуковского, где сейчас стоит дом с красивыми желтыми эркерами, принадлежал графу А. Л. Санти. Главный деревянный дом усадьбы стоял на самом углу с нынешней улицей Жуковского. В дом Санти семья Пушкиных переехала из юсуповской усадьбы и жила здесь с 1803 по 1805 г. Тут родился 9 апреля 1805 г. Левушка Пушкин, любимый младший брат Александра Сергеевича, очень похожий на него внешне и обладавший незаурядным поэтическим талантом. В красно-розовом доме на противоположной стороне улицы жила Рина Зелёная. Я часто встречала её здесь. Это было время "Черепахи Тортиллы" и "миссис Хадсон" из "Шерлока Холмса". На торце этого дома сделана интересная фреска. Такие стали появляться в разных местах Москве. По-моему, это украшает город.

mistral: Ещё две фотографии, сделанных в этом месте. Улица Чаплыгина. Слева, во дворе красивого дома, разместился театр Олега Табакова - "Табакерка" Следующая улица - Жуковского. Старое название - Мыльников переулок - произошло от фамилии домовладельца, а новое напоминает о знаменитом ученом, основателе современной аэрогидродинамики Н. Е. Жуковском, жившем здесь. В глубине участка (№ 8) во дворике, заросшем кустами сирени, находится скромный двухэтажный дом, где провел последние годы жизни Н. Е. Жуковский - с 1904 по 1921 г. В начале улицы по правой стороне - два доходных дома - № 2 (1912, архитектор Р. И. Клейн) и № 4 (1905, архитектор П. А. Ушаков). В последнем в 1920-х гг. жил писатель В. П. Катаев. У него устроился на первое время Илья Ильф, приехав в Москву из Одессы. На втором этаже два крайних окна "мои". Здесь я раньше жила. Возможно, это не самые интересные виды города, но я стараюсь показать вам то лицо Москвы, которое мне так дорого. Дальше мы пошли по Большому Харитоньевскому переулку в сторону бульвара и, дойдя до угла, поняли, что необходимо зайти куда-нибудь погреться и подкрепиться. Завернули в этот ресторанчик. В обеденное время здесь подают обед (супчик, рыбу с овощами и горячий чай) за 290 руб. Всё это было очень своевременно!

Абакумова: Какая "вкусная" тема (я имею в виду не супчик и рыбу с овощами ) Настоящим образом смакую каждый новый пост

Чже Чау: mistral С наслаждением читаю эту темы ( впрочем, как и все предыдущие... )... Надо сказать - натерпелся ваш город...Столько вставок, сколько порушенного....И какое счастье - что так немало осталось от прошлого! mistral пишет: Такие деревянные дома с кружевными наличниками больше характерны для сибирских городов. Этот, в переулке Огородной слободы, был построен в 1870х -1880х годах. И вот ведь держится до сих пор! Ну это-то вообще невозможное казалось бы....Деревянный домик в центре Москвы и стоит!! Спасибо,Леночка! Приятного аппетита,девочки! И гуляйте дальше,пожалуйста!

Tatiana_Zakharova: Татьяна Ивановна, спасибо большое за видео! Очень интересно было смотреть на жизнь людей из другого времени! Леночка, спасибо за очередную экскурсию. mistral пишет: Это может быть пристройка, а может быть часть церкви (обычно с северной и южной стороны от основного алтаря), посвященная какому-то святому. В данном случае придел Святого Харитония располагался "под колоколы", т.е. в колокольне. Если я что-то неточно написала, то, надеюсь, меня поправит Танюша Захарова. По поводу придела, пожалуй, мне добавить нечего... Пожалуй, добавлю только рисунки с названиями, которые употребляются в церковном обиходе (такие рисунки раздавали нашим детям, когда они учились в воскресной школе). Вообще литургию можно служить один раз в день на одном престоле, поэтому в больших храмах и делали несколько приделов с несколькими престолами, чтобы совершать несколько литургий в день, например, раннюю и позднюю. А еще нашла пару старых фотографий церкви Харитония в Огородной слободе Взято здесь click here Там есть и старые карты и фотографии с привязкой к местности, кому интересно, можно тоже виртуально попутешествовать по улицам старой Москвы...



полная версия страницы