Форум » Как прекрасен этот мир, посмотри! » Путешествия по Подмосковью. Поленово. » Ответить

Путешествия по Подмосковью. Поленово.

mistral: Предлагаю вам отправиться со мной в новое путешествие. Пусть не за три-девять земель к дальним берегам и странам, а вокруг Москвы. Здесь тоже столько красивого и интересного. Сегодня я предлагаю вам посетить усадьбу Поленово. Усадьба Поленово находится в очень живописном месте — на берегу Оки в окружении сосновых лесов Заокского района Тульской области. Ее владельцем был знаменитый русский художник Василий Дмитриевич Поленов. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927). Всем нам он знаком в первую очередь как пейзажист. Кто же не знает его картин? "Московский дворик" "Заросший пруд" "Золотая осень" Но он был не только художником, но и юристом, архитектором, педагогом, музыкантом и композитором, путешественником, археологом, общественным деятелем. Причём во всех своих начинаниях он был успешен. Человек большой души он умел быть верным другом и бескорыстным помощником обездоленным. Итак, отправляемся в гости к Поленову.

Ответов - 16

mistral: Осенью 1887 года Василий Дмитриевич Поленов проплывал на пароходе по Оке мимо села Бехово. Небольшое село с соломенными кровлями домов расположилось в живописном уголке, заросшем орешником, вязами, дубами и клёнами. Местность Поленову понравилась, и именно здесь он решил реализовать свою давнишнюю мечту - купить участок земли и построить дом для своей семьи и, одновременно, музей для хранения различных коллекций, которые с любовью собирали четыре поколения предков Поленова и он сам. Так появился ставший впоследствии знаменитым «Дом над Окой». Если смотреть с берега Оки на усадьбу "Поленово", то она скрывается на холме в густом сосновом бору. Так было не всегда. Земля на холме принадлежала крестьянской общине из соседней деревни. Поленов купил пахотную землю поблизости и обменял ее у крестьян: за две десятины пашни - одну десятину неудобья на холме. Мужики подумали, что барин умом тронулся. Сохранилось письмо крестьян к стряпчему, оформлявшему эту сделку, в котором они спрашивали, в здравом ли уме находится барин и не будет ли сделка признана недействительной. Деревьев на холме не было и сосны были посажены. Отсюда второе название усадьбы Поленово - "Борок". Ворота усадьбы. Эта аллея, где растут сосны и берёзы посаженные самим Василием Дмитриевичем, приведёт нас к Большому дому. Но сначала мы пройдём мимо хозяйственных построек. В этом маленьком домике - вернисаж. Художник будет рад вашему вниманию и, даже если вы и не собираетесь покупать его картины, угостит вас яблоками. Обратите внимание на расписную доску под крышей. Такие доски когда-то украшали борта барж, которые перевозили грузы по Оке. В конюшне стоят лошади. Ну, вот мы и дошли до "Большого дома"

mistral: В отличие от типичных помещичьих усадеб того времени с их вычурностью и показным блеском, дом Поленова, построенный по его же проекту (даже эскизы дверных ручек разрабатывал сам художник) поражает своей простотой. Дом многократно запечатлен в живописи Поленова, главным образом - на его этюдах. И всегда по-разному. Так же по-разному смотрели и смотрят на мир, на стороны света - север, восток, юг и запад - окна его четырех фасадов. В саду ещё цветут запоздалые осенние цветы. Уже запасены дрова на зиму. Дом отапливается печами. "Натюрморт" От дома открывается вид на Оку.

Djuli:


Tatiana_Zakharova: mistral Лена, спасибо за рассказ об усадьбе Поленова!

mistral: Продолжаю свой рассказ о Василии Дмитриевиче Поленове и о его усадьбе. Первая комната, куда вы попадаете войдя в "Большой дом" - это портретная. Сначала она задумывалась как детская - для игр и занятий детей. Но постепенно на её стенах разместились портреты членов семьи - дедов, отца и матери, детей. Согласитесь, что знать историю своей семьи и гордиться своими предками очень важно для подрастающего человека. Василий Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции русского просвещенного дворянства. Оба его деда и со стороны отца и со стороны матери участвовали в войне 1812 года. Их портреты висят в Эрмитаже в галерее героев 1812 года. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, хорошо рисовала и писала книги для детей. Значительную роль в воспитании сыграла бабушка - Вера Николаевна Воейкова. Здесь в "Портретной" висят два её портрета - один кисти Крамского, а другой - самого Поленова. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме поэта Гавриила Романовича Державина, хорошо знала русскую историю, народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. Бабушка всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль». Вот этот шкафчик принадлежал поэту Гавриле Романовичу Державину. В нём выставлена коллекция старинного русского фарфора. Особенный интерес представляют несколько предметов кукольной посуды. Они из "Нащёкинского домика". У Нащёкина, друга Пушкина, хлебосольного московского барина, было хобби. Он создал кукольный домик и наполнил его миниатюрной мебелью, посудой, картинами, коврами... Каждый предмет был произведением искусства. "Нащёкинский домик" славился на всю Москву. После смерти Нащёкина его имущество пошло с молотка. Бабушка Поленова купила на аукционе несколько предметов для своих внуков. А в этой витрине представлена коллекция древнегреческих предметов. Некоторые из них датируются пятым веком до нашей эры. Отец Поленова вёл раскопки в Греции. Вся семья ездила на раскопки вместе с ним и помогали ему. В те времена ещё не было законов запрещавших вывозить артефакты из Греции или Египта. Наиболее художественно одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам, будучи ещё студентом Академии художеств. Они с Поленовым оставались друзьями до конца жизни. Здесь в Портретной стоит витрина в которой хранятся в том числе и награды Василия Дмитриевича Поленова. Осенью 1876, «удивив очень многих», он отправился добровольцем в качестве офицера русской армии на русско-турецкую войну. С другой стороны чему удивляться, если у него оба деда герои. (Портрет одного из дедов, но в штатском платье висит немного левее витрины). За участие в боевых действиях награжден черногорским орденом «Таковский крест» и медалью «За храбрость». Поленов состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III). В 1882 В. Д. Поленов женился на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858—1931), дочери московского купца и промышленника В. И. Якунчикова. Познакомились они в имении Абрамцево у Саввы Мамонтова. От этого брака родилось шесть детей: двое сыновей (первый из которых умер во младенчестве) и четыре дочери. На стенах Портретной можно видеть и старые фотографии членов семьи. Здесь есть фотография младшего сына Поленова с женой. В 1937 году они оба были арестованы как "враги народа" (он - владелец дома, она урождённая княгиня - этого было вполне достаточно) и сосланы. В надежде на облегчение их судьбы сёстры в 1939 году передали все коллекции картин государству, но это не помогло...

mistral: Следующая комната, в которую нас приглашают - "Библиотека" «Наступает осень с первыми заморозками, с инеем на крышах, с прозрачными далями и корочкой льда у берегов Оки. На короткое время, пока не опала листва, ярким светом подожженных осенью кленов бывает озарена самая большая комната музея - библиотека. Василий Дмитриевич произносил это слово с ударением на «о», по обыкновению старой интеллигенции. Особенно уютна эта комната вечерами глухой осени, когда рано темнеет и пылает в библиотеке традиционно затопленный камин. На исходе ясного осеннего дня уходящее за сосны парка солнце бьет косыми лучами в окно библиотеки. В такие часы в золотистые тона окрашены ее паркетный пол и деревянный тесовый потолок. Сквозным становится осенний лес, в окна музея вставляют зимние рамы. Между рамами по традиции кладут мох, а по мху - дубовые и кленовые листья, гроздья пунцовых рябиновых ягод, продолговатые ярко-красные ягоды барбариса. В осень смотрит широкое окно библиотеки.» Поленов окончил Академию художеств с золотой медалью и получил, как сейчас говорят, грант и возможность стажироваться в Европе целых 6 лет. Кроме того, по настоянию отца Василий Дмитриевич окончил юридический факультет Петербургского университета. Кстати, юридическое образование пригодилось ему когда он успешно защищал в суде Савву Мамонтова, несправедливо обвиненного в мошенничестве. В 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже. Летом 1874 года работал в Нормандии, куда его пригласил И.Е. Репин, находившийся там также в качестве пенсионера академии. Пенсионеры Академии художеств были хорошо обеспечены, поэтому они помогали своим друзьям художникам. Так к Поленову и Репину в Париж приезжал учиться и работать Васнецов. Там среди прочего он и написал этюд к картине «Три богатыря». Поленов послужил моделью для образа Ильи Муромца. Этот этюд, подаренный Васнецовым Поленову висит на стене в Библиотеке. Ещё здесь много работ Репина, Левитана, Маковского, Коровина - друзей и учеников Василия Дмитриевича. В 1882—1895 годах Василий Дмитриевич Поленов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин. Вот эта картина-икона была написана Репиным для церкви в Бехово, которую построил Поленов вместо сгоревшей. На камине - майолика Врубеля. Поленов был дружен с Врубелем и много ему помогал. Врубель получил заказ на картину "Царевна Лебедь" для Нижегородской ярмарки, но закончить её не смог, так как был тяжело болен. И Поленов помог Врубелю закончить эту картину и вовремя сдать заказ. Рядом с камином мозаичный портрет Поленова выполненный из камушков, собранных по берегам Оки. Первый из этих шкафов был выполнен в русском стиле в мастерских в Абрамцево, второй, старинный, был привезён из Италии. А на Новый год и Рождество здесь ставят нарядную ёлку и, сохраняя поленовскую традицию, приглашают на праздник ребятишек из соседних деревень.

mistral: Окно столовой обращено на юг. ...«Летом почти отвесные лучи полдневного июньского солнца так нагревают подоконник в столовой, что бывает больно к нему прикоснуться. В эту пору цветет вокруг дома алый шиповник, на его аромат и на нежный запах белого жасмина летят бронзовые жуки. Позже под окном столовой, обращенным на юг, зацветут розы. В это время, когда «макушка лета через прясло смотрит», в небольшом дворике за окном вьются бабочки вокруг особенно любимых Василием Дмитриевичем красных, белых, темно-лиловых и желтых мальв, вокруг цветов оранжевой цинии.» ... Стол кажется не очень большим, но он раскладывается почти на всю длину комнаты. В гостеприимном доме Поленовых за этим столом собиралось до 30-ти человек гостей. Большинство гостей были художниками - народ творческий. Кто-то с утра отправлялся на этюды, кто-то спал до полудня. В результате застолье продолжалось без перерыва с утра до вечера. Наконец хозяйке дома - Наталье Васильевне - это надоело и она определила часы завтрака, обеда и ужина. Кто не успел, уж извините, тот опоздал! На полках в столовой тоже представлены различные коллекции. Вот здесь - пивные кружки, привезённые хозяином дома из Баварии. Ниже тарелки, которые расписывала сестра Поленова - Елена Дмитриевна. Искусству росписи по фарфору она обучалась во Франции. Напротив азиатская керамика. Этот медный котелок не для того, чтобы варить уху на берегу Оки. Он сделан во Флоренции в начале XVI века. Эпоха Возрождения, не как нибудь!!! В столовой представлена и традиционная русская керамическая посуда.

mistral: Из окна кабинета открывается вид на Оку. На стенах висят картины Поленова от самых ранних - детских, студенческих до работ зрелого мастера. В этой комнате стоит пианино. Здесь проводили музыкальные вечера. Обращает на себя внимание массивный дубовый книжный шкаф. Даже если вынуть из него все книги, сдвинуть его с места сложно. Поленов придумал поставить его на стеклянные шары - подшипники. Когда, уже в наше время, Министерство культуры выделило музею деньги на ремонт (выделили в ноябре. Отремонтировать 14 помещений нужно было до конца года, а то в будущем году денег не дадут!), то за работу принялся весь коллектив - в основном женский! Несколько женщин-экскурсоводов налегли на этот шкаф и благополучно сдвинули его на середину комнаты. Спасибо инженерной смекалке Василия Дмитриевича Поленова! Мы больше знаем Поленова, как пейзажиста, а он сам считал, что основное в его творчестве - Евангельские сюжеты, история религии. В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница».

mistral: Если подняться по широкой дубовой лестнице на второй этаж, то мы попадаем в комнату с большим окном, обращенным на север. Здесь в начале 1890 годов располагалась мастерская художника. Всю стену занимает написанная углём картина "Кто без греха, пусть первым бросит камень". Это как бы репетиция знаменитой картины Поленова "Христос и грешница". Художник начал работать над картиной делая наброски углём, но так увлёкся, что продолжать работу масляными красками было уже невозможно. Этот холст так и остался графическим. На стенах мастерской представлено большое количество эскизов к этой картине. В 1883—1884 в Италии Поленов продолжает писать эскизы для картины «Христос и грешница». Для работы над этим огромным полотном Поленову необходима была большая мастерская. Усадьбы на Оке ещё не было. И мастерскую в Москве Поленову предоставил Савва Мамонтов. В 1887 картина экспонируется на XV-ой выставке передвижников. Эта картина была куплена царём Александром III за 30 тысяч рублей серебром. Эта сумма и дала возможность Поленову купить приглянувшийся ему участок земли на высоком берегу Оки и начать строительство усадьбы.

mistral: В 1904 году по проекту Поленова рядом с Большим домом было построено белое здание под красной черепичной крышей – новая мастерская. Мечтая о постройке отдельной удобной мастерской, Василий Дмитриевич тщательно продумал планировку помещений и их назначение. Просторная мастерская с очень большим – во всю стену – окном, выходящим на север и обеспечивающим наилучшее освещение для написания картин. Рабочий стол и мольберт с неоконченной картиной. На старой фотографии Поленов за работой. Здесь можно было расстелить большие холсты на полу и работать над ними, а для того чтобы увидеть большое полотно издали, достаточно было подняться на чердак и смотреть вниз через специально устроенный люк. Новая мастерская получила название «Аббатство». Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально устроенной сценой. Фисгармония для музыкального сопровождения спектаклей. Поленов сам писал музыку и сам играл. Здесь был создан театр, спектакли которого оформляли сам Василий Дмитриевич , его жена и сестра. Роли в спектаклях исполняли жители и гости усадьбы, а также ребятишки из соседних деревень. Для них всё собственно и устраивалось. Здесь также ставили и показывали кукольные спектакли. Костюмы, декорации и кукол - всё делали своими руками. В 1990 году в музее, в здании Аббатства случился пожар. В огне погибли многие костюмы и декорации, хранившиеся на чердаке. Здание восстановили. Традиции детского самодеятельного театра поддерживаются сотрудниками музея и в наше время.

mistral: Идём дальше через парк к реке. «Адмиралтейство» - это лодочный сарай. Художник любил реку, и у Поленовых была настоящая речная флотилия. Сейчас «Адмиралтейство» — это выставочный зал, и здесь демонстрируют последнюю большую работу художника – диораму. Диорама представляет собой картины, которые сменяют одна другую под музыку и рассказ автора. Получается что-то вроде светового театра. Для создания картин художник использовал свои этюды, привезенные из поездок по разным странам и по России. Он сконструировал и своими руками изготовил переносной складной ящик для диорамы и показывал её местным деревенским ребятишкам. Они могли совершить вместе с рассказчиком кругосветное путешествие. Рассказывают, что рисовал он эти картины в голодный двадцатый год, подкрепляя свои силы яблоками, которые пек в печке. Вот что сам Поленов писал о своей работе в письме к другу в 1920 году. «Диорама- это прозрачная картина, её изобрёл французский ученый Дагер. Картина меняется в зависимости от направления света спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, комнаты, улицы. Дневное освещение можно сделать переходящим в ночное медленно или мгновенно, выходит что-то вроде волшебства. Содержание картин очень разнообразно. В моей диораме оно состоит из путешествий вокруг света, начиная с Оки… Я сделал это для детей, которые всё время восклицают от восторга и удивляются, но, оказывается, и взрослые восхищаются.» Нам, избалованным телевидением и Интернетом, которые в один момент переносят нас в любую страну и любое время, диорама Поленова может показаться наивной, но посмотреть её стоит. Показ диорамы сопровождается рассказом, написанным на основе текста самого Поленова, только в сокращенном виде. Если сейчас на просмотр рисунков уходит не более двадцати минут, то при Поленове рассказ о путешествии вокруг света мог продолжаться целый вечер к радости восторженных зрителей.

mistral: Поленовы не ограничивались организацией самодеятельного театра для крестьянских детей. Будучи состоятельными людьми, они построили две школы в соседних деревнях Бехово и Страхово, больницу в Страхово и финансировали их деятельность. На средства от продажи картин, в том числе царской семье, Поленов спроектировал и построил церковь в деревне Бехово. Она стоит высоко над рекой. Церковь Святой Троицы в селе Бехово построена Поленовым (кстати, по своим чертежам и рисункам) по просьбе крестьян взамен старой деревянной стоявшей на погосте и обветшавшей в 1904-1906 гг. Уже после поездки в Поленово я увидела на выставке "Художественные сокровища России" вот эту картину Василия Дмитриевича Поленова. На ней можно видеть не только новую церковь, но и старую, стоявшую на погосте. Эта картина хранится в частном собрании и раньше не выставлялась. Поэтому ей заинтересовались сотрудники дома-музея. Для них каждая ранее неизвестная работа художника настоящее открытие. Храмовых икон в церкви две. Одна икона Живоначальной Троицы. Вторая - икона Святых Царственных Страстотерпцев. В.Д. Поленов удивительно точно подчеркнул красоту Русской Православной Церкви: "Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем." Слева от церкви кладбище, на котором покоится род Поленовых. Крестьяне окрестных деревень относились к Поленовым с уважением и любовью. Поэтому после революции в 1918 году на сходе крестьянской общины они постановили Поленовых из дома не выгонять, а наоборот – всячески охранять и защищать их. Усадьба Поленова практически не изменилась со времен Василия Дмитриевича. Это связано с тем, что в усадьбе проживали и проживают по сей день его потомки. В настоящее время директором музея является правнучка Поленова. Ныне эта усадьба на берегу Оки - Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. Вся территория заповедника занимает 870 гектаров. Очень бы хотелось, чтобы сохранились эти чудесные Окские пейзажи, чтобы они не были сплошь застроены коттеджными посёлками (а желающих много!)

mistral: Маленький теплоходик поплывёт по Оке, прокатит нас до Тарусы и вернётся обратно. Жаль, что небо затянули тучи. Вот за поворотом реки уже показалась Таруса. В. Васильев «Что за названье такое – Таруса? Как будто “та Русь” или “та русь”. И почему когда стоишь на обрыве Напротив Бёхова, наискосок от Поленова, Приходит в душу такая грусть?» Провинциальный городок Таруса по праву является уникальным музеем поэзии и искусства. Дивная красота русской природы и древность (первое упоминание Тарусы в летописях - 1246 г.!) влекли сюда столько великих, что всех имен и не перечислишь: Поленов, Цветаева, Паустовский, Рихтер, Заболоцкий, Борисов-Мусатов, Тарковский... Здесь рождалось так много бессмертных строк, живописных полотен и музыкальных произведений! Может быть, поэтому атмосфера в Тарусе особенная. Вот уже виден собор Петра и Павла. Этот собор вместе с колокольней был построен в 1789 году на средства императрицы Екатерины II. Здесь, недалеко от собора на высоком берегу реки стоят памятники Марине Цветаевой, Белле Ахмадулиной, Константину Паустовскому, которые жили здесь и очень любили эти места. Марина Цветаева Годы детства и юности Марины Цветаевой связаны с Тарусой. "Ясное утро, не жарко, Лугом бежишь налегке, Медленно тянется барка вниз по Оке". 14 сентября 2013 года в Тарусе был открыт памятник Белле Ахмадулиной. Автор памятника – муж Беллы Ахмадулиной художник Борис Мессерер. Он изобразил Беллу в той позе, в которой она всегда читала свои стихи. «Бегом, в Тарусе, босиком, в росе, без промаха - непоправимо мимо, чтоб стать любимой менее, чем все, чем всё, что в этом мире не любимо.» Константин Георгиевич Паустовский. Он признавался, что не променяет среднюю Россию, Тарусу на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. "Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха..."

mistral: Село Страхово имеет очень древнюю историю. В документах это село, правда под другим названием упомянуто ещё во времена Софьи Палеолог. Церковь в селе конце XVII века обветшала и сгорела и долгое время церкви в Страхово не было совсем. Но однажды жители села наблюдали падение метеорита. Все сочли это знаком Божьим и на месте падения метеорита была построена церковь. Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Страхово построенная в 1713-1715 гг. Превращённая при советской власти в сарай церковь восстанавливалась в течении последних 15-ти лет. Обычно в экскурсионную программу посещение села Страхова не входит, но наш гид попросила водителя всё-таки подъехать к церкви. Вечерело, набежали тучи, начинался дождь. В белой церкви пахло ладаном. Молодой священник в голубой ризе служил вечернюю службу. Прихожан почти не было, только несколько женщин пели в хоре, да одна старушка продавала свечи. Вторжение целой толпы экскурсантов не нарушило ход службы и все вошедшие как бы застеснялись, постояли при входе и, выходя, стали класть деньги в ящичек для пожертвований. "Спаси вас Бог!", - сказала старушка, продававшая свечи - "Теперь у нас будет на что купить краску." ... Рядом с церковью Поленовы построили школу. Сейчас здесь действует детская художественная школа.

Наталия: Спасибо за интересное путешествие!

almazchow: Очень интересно,спасибо.



полная версия страницы