Форум » Как прекрасен этот мир, посмотри! » На поиски Кузнецовского фарфора. Ликино-Дулёво. » Ответить

На поиски Кузнецовского фарфора. Ликино-Дулёво.

mistral: Просто я очень люблю фарфор. Пришедшие ещё из детства имена Гарднер, Попов, Кузнецов всегда были для меня не названиями торговых марок старинного русского фарфора, а обозначением удивительной, хрупкой красоты. Может быть эти воспоминания, а также желание запастись новогодними подарками и подтолкнули меня поехать перед Новым годом на фарфоровый завод в Ликино-Дулёво, что в двух часах езды от Москвы. Но сначала мы заехали в церковь Преображения Господня в деревне Саввино. (адрес у неё такой - г. Балашиха, микрорайон Саввино, ул. Интернат). Главным украшением этой церкви является розовый фаянсовый иконостас, выполненный на фабрике М.С. Кузнецова в начале XX-ого века. Иконостас, как и положено, имеет три яруса, в которых находятся 33 иконы. Все блоки, составляющие иконостас, колонны и капители расписаны букетами цветов, украшены позолотой. На фабриках Кузнецова было изготовлено порядка 30-ти различных иконостасов для разных церквей. Почти ничего не сохранилось. Поэтому этот иконостас в Преображенской церкви представляет особый интерес и ценность. В левом приделе ещё шла служба, а бдительные старушки подойти ближе и фотографировать не позволяли.

Ответов - 34

mistral: Всю дорогу до Ликина - Дулёва экскурсовод рассказывал нам историю рода фарфорозаводчиков Кузнецовых. 183 года назад, в 1832 году, в Дулеве появился фарфоровый завод, ставший к началу ХХ века самым крупным в России и одним из лучших в Европе. Основал его выходец из гжельских крестьян-старообрядцев Терентий Яковлевич Кузнецов. Выбор места определялся тем, что здесь дёшево продавался большой участок земли, было много дерева и торфа - топлива, необходимого для обжига. А по соседству, в деревне Ликино, жители традиционно занимались художественным промыслом - писали иконы - "лики". Затем дело отца продолжил его сын Сидор Терентьевич. В 1841 - 1843 гг. Сидор Терентьевич основал завод в Риге - топлива там тоже было достаточно, а Рижский порт давал широкие возможности для завоза материалов и вывоза продукции. Выбор на Риге был остановлен еще и потому, что там обосновалась сильная и спаянная община старообрядцев. И завод он построил, чтобы обеспечить единоверцев работой. На окраине Риги со временем выросла Московская улица, застроенная зданиями кузнецовской фабрики и домами для рабочих. Фарфоровая фабрика в Риге просуществовала долгие годы, пережила революцию и Вторую мировую войну. Ещё в 70-80 годах в Москве можно было купить прекрасный Рижский фарфор. В 1997 году Рижский фарфоровый завод оказался на грани банкротства и прекратил свою деятельность. Часть коллекций заводского музея удалось спасти. Был создан Рижский музей фарфора, где регулярно проводились выставки, лекции, работала мастерская по росписи фарфора. В 2011 году корпуса завода выглядели как после бомбёжки. Как там сейчас обстоят дела, я не знаю. При сыне С.Т.Кузнецова Матвее Сидоровиче завод в Дулёво рос год от года, расширялся его ассортимент. Вот на вазе портрет Матвея Сидоровича Кузнецова. Понимая ,что социальные проблемы- прямой путь к пьянству среди рабочих, и как следствие – ухудшение качества продукции на заводе - Кузнецовы строили новое жилье , открывали школы, больницы, библиотеки и читальни, старались уничтожить или удалить от заводов питейные заведения, только что нанятым рабочим дарили Библию. Рассказывают, что как-то Матвей Сидорович зашел в дом старого рабочего и спросил: "Читаешь ли Писание?" Тот, конечно же, солгал, мол, читаю. Тогда Кузнецов незаметно вложил в книгу 25-рублевую купюру, а через некоторое время снова наведался к тому же рабочему и показал не найденные им деньги. С тех пор, получив в подарок от хозяина Библию, рабочие если и не читали ее, то хотя бы скрупулезно пролистывали. При фабрике в Дулёво возвели Храм Иоанна Богослова. Первый храм был деревянным. Но он перестал вмещать возросшее количество прихожан. В 1912 году было принято решение построить новый кирпичный храм. Строительство закончили в 1917. Освятить не успели. В 1991 году то, что осталось от храма передали православной церкви. Отремонтировали всем миром. Участвовали все окрестные предприятия "Дулёвский фарфор", "Ликинский автобусный завод", завод "ТОНАР" и др. В 1996-97 гг. стены и своды расписаны художником Вадимом Дмитриевичем Степановым, имеющим большой опыт таких работ. Сейчас даже праздник День города проводят в Ликино-Дулёво 9 октября в день Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

mistral: В 1870 году Матвей Кузнецов приобрёл Ауэрбаховскаую фаянсовую фабрику в в Конаково. Одним из первых шагов нового владельца фабрики было переселение из Гжели трёхсот семей мастеров знакомых с фаянсовым производством. Все они в основном были староверы . Там вследствие кризиса кустарных промыслов высвобождалось много рабочих рук , кроме того в семьях было в среднем по 5-8 детей. Для расселения приезжающих Кузнецов строит здесь многоквартирные дома: 5 одноэтажных и 1 двухэтажный. Эти дома назывались «грунты». Каждой семье выделялась отдельная квартира, в которой была жилая комната, кухня, холодные сени и отдельный выход во двор. Конаковская (Тверская) фабрика кроме фарфора производила майолику и фаянс. Здешние художники, стремясь удивить покупателей, старались сделать свои изделия натуралистичными. Если это шкатулка или маслёнка "Огурец", значит её нельзя отличит от настоящего огурца. Большой популярностью пользовалась маслёнка в виде стопки блинов с кусочком сливочного масла сверху. К сожалению, я не нашла её фотографию. Вот ещё некоторые изделия того завода. (Этот завод просуществовал до 2009 года и был обанкрочен не дожив двух лет до своего 200-летия.) Многие, наверное, помнят такую забавную кружку "Напейся, не облейся". На ней стоит клеймо «Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове». Основателем фарфорового производства на новгородской земле стал купец 1-ой гильдии Иван Емельянович Кузнецов, родственник московского Матвея Сидоровича Кузнецова. Его семье принадлежали ГрУзинский (1898г.) и Волховский (1878 г.) и Бронницкий (1892г.) фарфоро-фаянсовые заводы. Сырье для производства фарфора было привозное; каолин из Англии, полевой шпат и кварц из Скандинавии. Из трёх заводов две войны (Великую Отечественную и постсоветскую экономическую) пережил только ГрУзинский завод. Сейчас ему возвращено историческое названия - из "Красного фарфориста" он снова стал «Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове» Заводы Кузнецова стали выпускать фарфор, санитарный фаянс, майолику - все, что требовал рынок, как говорилось тогда - на любой кошелек . Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова наладили выпуск изоляторов. Не прекращал Кузнецов и поиск лучших в стране специалистов, переманивая их к себе. Интересовали его не только художники и формовщики, но и управленцы. Надо сказать, что для обновления производственных зданий и оборудования Кузнецовы ловко использовались ресурсы страховых компаний. Старые деревянные цеха, склады набивались битым, бракованным фарфором и поджигались. Полученная страховка позволяла выстроить новые кирпичные корпуса. Показательна история сторожа Ивана Семенова, который, будучи ночью на посту, заметил пламя в одном из деревянных зданий. Сторож созвал людей, пожар погасили. Утром приехал из Москвы Кузнецов. Сторож побежал докладывать: "Намедни пожар у нас случился. Углядел я, погасили огонь и добро ваше спасли". Хозяин отправил сторожа к управляющему за наградой. А тот уволил сторожа, объяснив жестокое решение: "Не суй своего носа куда не положено. Раз загорелось, значит, так судьбе угодно …» Зато новые, создаваемые с нуля фабрики строились в соответствии с достижениями технического прогресса, были электрифицированы все цеха, проведены телеграф и телефон. А Дулёвский завод перед первой мировой войной стал по своему техническому оснащению одним из лучших в Европе. Одной из сильных сторон Кузнецовых, как коммерсантов была всегдашняя осведомленность о вкусах и потребностях покупателей. Еще при деде Терентии Яковлевиче было взято за правило рассылать по ярмаркам приказчиков и доверенных лиц - изучать спрос и отправлять на заводы заказы на ходовую посуду. Заметив спрос на посуду для трактиров выпускаемую заводом А. Г. Попова, Кузнецовы взялись выпускать фарфор для отечественного трактиров прочный грубый и яркий.

mistral: Несколько слов о заводе Попова. В северной части города Хотькова, известной и сейчас под названием Горбуновки, в 1806 году была открыта фарфоровая фабрика неким Карлом Милли, сотрудником уже знаменитого к тому времени фарфорового фабриканта Гарднера. Но заслуга становления предприятия всецело принадлежит Алексею Гавриловичу Попову, ставшему в 1811 году владельцем маленькой горбуновской фабрички. Поповская фабрика не была, в числе первых в России. Не была она, пожалуй, даже пятой или десятой. Значение ее совсем в другом. Не в пример многим фарфоровым фабрикам-однодневкам, она просуществовала долго - более полувека, и оставила глубокий след в истории русской культуры и промышленности. В любом подмосковном, да и не только подмосковным краеведческом музее посетители могут полюбоваться тонкой посудой и изящными фарфоровыми статуэтками-безделушками, таблички под которыми поясняют :"Завод Попова. Деревня Горбуново". В середине XIX века о качестве поповского фарфора писали, что если он еще и не достиг уровня английского или французского, то очень быстро приближался к ним. Но художественные изделия, хотя и выпускавшиеся в немалом количестве, не были основной продукцией фабрики. Больше всего Поповы выпускали относительно тяжелой и грубой, так называемой "трактирной" фарфоровой посуды. А объем производства был для тех времен не таким уж и маленьким - на 50 тысяч рублей в год изготовляли фарфора в Горбунове, а значит, счет выпускавшейся посуды шел на десятки и даже сотни тысяч единиц. Благодаря своей дешевизне и прочности поповские тарелки и кружки находили сбыт в самой широкой массе - у мещан и крестьян. Удобная и красивая фарфоровая посуда прочно вошла в быт русских людей среднего достатка. Даже в 1920-х годах, спустя 60 лет после закрытия завода, у многих жителей села Горбунова сохранялась поповская посуда. Середина века - время расцвета семьи Поповых и их фабрики, за которым последовал упадок. После смерти в конце 1850-х годов самого А.Г.Попова фабрика отошла к его дочери. После кончины в 1865 году Татьяны Поповой её племянник сразу же продал фабрику. В истории Горбуновской фарфоровой фабрики Попова была навсегда поставлена точка.


mistral: Когда во второй половине XIX века растущему сословию предпринимателей захотелось иметь утварь как у аристократов, но подешевле, кузнецовскую продукцию стали стилизовать под западноевропейский фарфор. А чтобы удовлетворить спрос на чашки и тарелки, кричащие о богатстве их владельца, на Дулёвском заводе начали покрывать посуду изнутри золотом сплошь или наполовину - она получила название "золотое нутро или полунутро". Однако эти приемы не позволяли Кузнецову обосноваться на самом прибыльном сегменте рынка высокохудожественной и потому дорогой посуды. Оставался единственный выход: завладеть производителем посуды высшего класса - заводом Гарднера в Вербилках. Фарфоровая фабрика «мануфактуры Гарднеръ» была основана в селе Вербилки, недалеко от Москвы в 1754 (или 1766) году англичанином Францем Гарднером и за свою историю создала шедевры фарфорового искусства, ставшие украшением императорских дворцов России и Европы. Значительную роль в развитии этого предприятия сыграл князь Потёмкин. Он заказал у Гарднера парадный сервиз для Екатерины II, который очень понравился царице. После этого от заказов придворной аристократии не было отбоя. Визитной карточкой «Мануфактур Гарднеръ» стали именные сервизы, украшенные гербами аристократических родов, дворянскими коронами, монограммами и вензелями. Первыми мастерами на заводе были иностранцы, выписанные из Саксонии. Основной рабочей силой были вербилковские крестьяне. Гарднер пригласил на свой завод И.Миллера, работавшего на Императорском фарфоровом заводе и знакомого с рецептурой фарфоровой массы Д.Виноградова. Благодаря этому Гарднер довольно быстро наладил производство высококачественного фарфора, соперничавшего с продукцией Императорского фарфорового завода. Марка Гарднера служила эталоном для большинства русских производителей фарфора, он был образцом для подражания. После смерти самого Гарднера завод какое-то время существовал под руководством наследников. Но дела пошли не слишком хорошо. В апреле 1892 года М.С. Кузнецов выкупил завод Гарднера у его наследников. Но самое главное - был составлен особый договор, по которому Кузнецов мог ставить на изделиях, вывесках, счетах клеймо фирмы "Гарднер", ее награды и медали, что очень помогало сбыту дорогой продукции. В итоге в новый век Кузнецов вступил в качестве самого крупного производителя фарфорофаянсовых изделий в России и в 1902 году получил звание поставщика императорского двора. Все самые выгодные заказы предлагались прежде всех ему. И именно кузнецовские кружки с императорскими гербами должны были раздавать народу на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 года. Вот чашки и фарфоровые статуэтки, выпускавшиеся на заводе Гарднера уже при Кузнецове.

mistral: В 1889 году было образовано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», в который со временем вошло 7 российских заводов по производству фаянсовой и фарфоровой посуды. Правление «Товарищества» находилось в Москве на Мясницкой улице, 8/2. Здание построено по проекту Ф.О.Шехтеля. Здесь и в наше время находится знаменитый московский магазин "Фарфор". Кстати, обратите внимание, как после прошлогоднего ремонта изменилось одно из изображений Меркурия - бога торговли, на фасаде здания. В 1911 году Матвея Кузнецова не стало. А шесть лет спустя, в 1917 году, не стало и названного его именем товарищества. Заводы пережили непростые времена, но, восстановленные после гражданской войны и разрухи, выпускали все тот же кузнецовский фарфор и фаянс с добавлением в ассортимент агитационного фарфора и посуды с портретами вождей. Запаса прочности, заложенного Матвеем Кузнецовым, хватило не на один десяток лет, и к обновлению и расширению производства приступили только в 1930-е годы. А произведения выращенных при Кузнецове художников еще много лет приносили советским фарфоровым заводам медали и призы на международных выставках. Так что история кузнецовского фарфора продолжалась и без Кузнецовых.

mistral: Вот так за разговорами и рассказами гида мы доехали до Дулёва. Завод в Ликино-Дулёво пережил непростые времена в 90-тые годы - рейдерские захваты, банкротство и наконец был продан в частные руки. Сейчас вместо 5000 рабочих, трудившихся на разных участках в 70-тые годы, осталось только 400. Закуплено новое оборудование - прессы, литейные машины, печи для обжига. Но труд на заводе остаётся тяжёлым. Тревожит ещё и то, что белую глину - каолин - необходимую для производства фарфора, сейчас закупают на Украине, в Днепропетровской области. Старые корпуса остались ещё со времён Кузнецовых. Из плотной фарфоровой массы формуют более толстостенные изделия тарелки, чайники, кружки. А здесь отливают из жидкой массы в формах более тонкие изделия. Печи для обжига непрерывного действия. Через печь, занимающую по длине весь цех, медленно движется конвейер. В цехах жарко даже зимой, а летом, я думаю, вообще невыносимо. Очень много кропотливого ручного труда. После сушки, обжига, покрытия глазурью и ещё одного обжига фарфор попадает в руки художников.

mistral: Некоторые изделия расписываю вручную. Расписывают по образцу, разработанному художниками завода. Чем выше квалификация мастера, тем сложнее рисунок. Краски используют минеральные. Ещё одна проблема - эти краски сейчас очень трудно достать. После росписи - ещё один обжиг. Раньше изделия обжигали после нанесения каждого цвета, так как каждая минеральная краска требует своей температуры обжига. Сколько красок использовали для нанесения рисунка, столько раз и обжигали. А здесь наклеивают "деколи" - специальные переводные картинки. Мне кажется, что они могли бы быть покрасивее. Переходим в другой цех.

mistral: Новый современный музей Дулевского фарфорового завода открылся после реконструкции 26 ноября 2014 года. Музей расположился на 5-м этаже административного здания завода и занимает весь этаж - более 1 200 кв.м. В первом зале, очень небольшом, представлена история завода от Матвея Кузнецова до наших дней. Скульптура "Сокол" получила Гран-При на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году и стала символом Дулёвского фарфора. Клеймо с изображением этого сокола ставится на изделия завода. Этот стиль росписи фарфоровой посуды получил название Дулёвские Агашки, возможно по имени художницы Агафьи, которая первой стала делать такие рисунки на Кузнецовской посуде, предназначенной для простого люда. Сервиз "Золотой олень" получил немало призов на международных выставках. Его продолжают выпускать и сейчас. "Семья Романовых" - работа молодой художницы - нового поколения художников по фарфору. Второй зал полностью посвящён художникам, работавшим на заводе уже в послереволюционный период. Масягин. Под его кистью расцветали на фарфоре розы, такие русские розы, как и на Жостовских подносах и Павлово-посадских платках. Маслов Фёдор Фёдорович. Он с одинаковым уменьем умел порадовать и европейского и азиатского покупателя. Хренов. Он сам из Палеха. Женился на художнице Дулёвского завода, пришёл сюда работать и перенёс традиции Палехской росписи лаковых шкатулок но фарфор. Нина Александровна Малышева. Её жанровые статуэтки полны юмора. А ещё она создавала много работ по мотивам русских народных сказок. "Фотография на память" Работы молодых художников по фарфору. Читаем Чехова. "Каштанка" и "Чайка"

mistral: Третий зал, лучше сказать - пространство - представляет фарфоровые изделия от старинных до современных. Самостоятельно посетить музей нельзя - только с экскурсоводом. Фотографировать тоже запрещено. Я набралась наглости и попросила разрешения сделать несколько снимков. Но хотелось одновременно послушать интересный рассказ экскурсовода и экспонаты рассмотреть поподробнее. А ещё приходилось бороться с тяжёлым и малознакомым фотоаппаратом мужа. Ну, что получилось, то получилось... В начале старинный, дореволюционный фарфор. Это фрагменты сервиза на коронацию Николая II. Такую технику росписи - кракелюр ( трещинки) впоследствии повторить не удалось. Чашки, чашки, чашки... Этот сервиз по мотивам золотой хохломы был изготовлен по американскому заказу для президента Рузвельта. В нём не одна тысяча предметов. На деньги полученные за этот сервиз в Америке было закуплено оборудование для металлургического завода. Отправляли этот сервиз в Америку упаковав его в дубовые бочки, плотно набитые опилками и стружкой. Ни один предмет при транспортировке не разбился. Агитационный советский фарфор представляет большой интерес для искусствоведов и коллекционеров. Переходя от витрины к витрине в музее можно без конца любоваться изысканными формами и росписями. Жаль только, что чем интереснее изделие, тем чаще звучали слова экскурсовода: "Форма оказалась нетехнологичной, роспись слишком сложной. В производство запустить не удалось." Фарфоровые статуэтки, без которых невозможно было представить квартиры наших родителей и бабушек, сейчас вышли из моды. А жаль. Майя Плисецкая - Кармен. Делали специально в подарок на её юбилей и ей очень понравилось. Собаки! ... а чау не было.

mistral: На втором этаже административного здания находится салон-магазин, где представлена современная продукция завода. Здесь фотографировать можно сколько угодно. Только вот покупать ничего не захотелось. Росписи - знаменитые Дулёвские "агашки" - мне не очень по душе, огорчает ещё и то, что тонкие чашки стоят на толстых блюдцах (чашки отливают из жидкой фарфоровой массы, а блюдца так не получаются - их прессуют). Может быть надо ехать в Вербилки, на завод Гарднера? Но там, кажется, нет музея.

Uliana: Лена, как интересно! Спасибо за экскурсию!!! И я люблю фарфор. Есть у меня одна чайная пара Дулево, завтра покажу.

ulinta: mistral спасибо большое за темку!! очень интересно и тоже люблю фарфор,безделушки из него...старинные сервизы,фото такие красочные продолжение будет?? Uliana пишет: завтра покажу. как интересно..жду

Uliana:

Uliana: [ URL=http://shot.qip.ru/00PCCW-3ETcrHuta/][/URL]

Uliana: Качество фото конечно желает лучшего , но как получилось

mistral: Фото получилось отлично. Всё видно - и Дулёвское клеймо с соколом, и знаменитые дулёвские "Агашки"! Ульяна, спасибо!

mistral: ulinta пишет: продолжение будет?? Пока нет. Надо поехать на экскурсию на завод в Вербилках, тот который Матвей Кузнецов "отжал" у наследников Гарднера. Но, может быть кто-нибудь, как Ульяна, захочет показать свои любимые чашки и статуэтки? Вот было бы здорово! Мы привыкли к тому, что давным давно стоит у нас в доме. А ведь это может быть уникальным и сохранилось только в вашей семье. У меня, например, есть вот такой Кузнецовский кувшин. Мне его тётя на свадьбу подарила.

Uliana: mistral У меня еще вот такая красота на стенке висит. Не знаю чья, но уже современная работа. увеличила

mistral: Uliana пишет: У меня еще вот такая красота на стенке висит. Какая нежность!

ulinta: Uliana пишет: У меня еще вот такая красота на стенке висит ух,красота какая!!

Абакумова: Леночка, как всегда, Вы найдете интереснейшую тему! Спасибо! Естественно, невозможно остаться в стороне! Моя мама очень любила красивую посуду, хрусталь, фарфор, и за всю ее жизнь этой красоты у нас накопилось немало (что я особенно прочувствовала, когда переезжала на новую квартиру). Откликнувшись на призыв разместить фотографии фамильных старых чашек, статуэток и т.д., я, конечно, бросилась рассматривать клейма... Не все оказались Дулевскими изделиями, но один сервиз - точно Дулевский (абсолютно такой же. но с другим рисунком - нежнейшая сирень - есть у моей сестры). Надо сказать, что при переезде я очень боялась, что не довезу его - уж очень он хрупкий. Тончайший фарфор! Теперь другие вещи. Кружка из серии "Напейся и не облейся!": У нее такое клеймо: Единственная, оставшаяся у нас статуэтка и ее клеймо: Чашечки из тончайшего фарфора (у меня их 2 с разным рисунком) и клеймо: Есть две еще бабушкины вещицы (думаю, довоенные) и клеймо у них такое: С клеймом "ФЛЗ" есть еще чайные пары. А есть еще несколько вазочек с клеймом "ФК" или "КФ" (можно по-разному прочитать). Лена, Вы не знаете, чьи это клейма? Прошу прощения, но некоторые фотографии почему-то загрузились боком...

Tatiana_Zakharova: mistral Леночка, спасибо за еще одну экскурсию, великолепные фотографии и рассказы!!! Очень интересно и красиво....

mistral: Татьяна Ивановна! Я, конечно, не спец по клеймам фарфоровых изделий, но, на "бабушкиных вещицах" читается Вербилки. Это значит тот самый завод Гарднера, который перекупил Кузнецов. Сделано уже в советские времена, но с соблюдением традиций. Класс! Такой кружки "Напейся не облейся" я никогда не видела. Очень оригинальная. Чашка Ломоносовского фарфорового завода (И до революции и в последнее время - Императорский фарфор). У меня дома точно такие же чашки. Обожаю! Одна наша знакомая всю жизнь от случая к случаю покупала кофейные чашечки этого завода и друзьям говорила, что лучшего подарка ей не надо. В результате собралась коллекция - целый стеллаж, которая сейчас представляет собой значительную ценность. А когда мы приходили к ней в гости, она предлагала каждому выбрать, из какой чашки он сегодня будет пить кофе - это была такая чудесная игра. Дулёвский сервиз очень красивый, стильный! Вот вроде и "агашки", но совсем не аляповатые и блюдечки тоненькие, как и чашки. Теперь они так делать не могут.

mistral: Абакумова пишет: Кружка из серии "Напейся и не облейся!": Про Хайтинский фарфоровый завод (основан в июне 1869) прочтите здесь: http://irkipedia.ru/content/haytinskiy_zavod Дорогие форумчане, сибиряки и иркутяне! Загляните в ваши закрома, может быть найдёте что-нибудь из изделий завода с вот таким клеймом! Это не иначе, как сам Байкал Такие рыбы водятся в сибирских реках. Мишки в лесу Сервиз "Тайга" Завод обанкрочен в 2000 году. Коллекция большого заводского музея пропала

Абакумова: mistral пишет: Это не иначе, как сам Байкал Я вчера то же подумала, соболь ведь! Надо Юлю Хуторянскую к расследованию привлечь mistral пишет: на "бабушкиных вещицах" читается Вербилки. Это значит тот самый завод Гарднера, который перекупил Кузнецов. Сделано уже в советские времена, но с соблюдением традиций. Класс! Мне тоже очень нравится! Я вчера уже на фотографии разглядела, вроде, "Вербилки" было написано. А Вы, Лена, подтвердили! Спасибо! Я очень рада! mistral пишет: Чашка Ломоносовского фарфорового завода (И до революции и в последнее время - Императорский фарфор). У меня дома точно такие же чашки. Обожаю! Я тоже обожаю! Невероятно изящные, легчайшие, тончайшие! Великолепный фарфор! mistral пишет: Дулёвский сервиз очень красивый, стильный! Вот вроде и "агашки", но совсем не аляповатые и блюдечки тоненькие, как и чашки. Теперь они так делать не могут. У нас дома его называли "Черные розы" в отличие от "Сирени" (которая, как я уже писала, сейчас "проживает" у сестры). У "Сирени" потрясающе нежный тонкий рисунок, филигранная работа художника! Мои "Розы" - абсолютно другие по стилю, но сочетание черного, серого, белого и золота создает благородный облик, они действительно, стильные, великолепное слово Вы, Леночка, подобрали! Я помню эти два сервиза с 1980-х, а то и раньше. И что поразило и расстроило даже - как же так, тогда могли делать и блюдца, и чайники, и все остальные предметы из тончайшего фарфора, а сейчас не могут! Секрет утерян? Теперь изделия с клеймом "ФК" или "КФ" (не знаю, как правильно): Лена, спасибо за темку!

mistral: Абакумова пишет: И что поразило и расстроило даже - как же так, тогда могли делать и блюдца, и чайники, и все остальные предметы из тончайшего фарфора, а сейчас не могут! Секрет утерян? Нет, секрет не утерян. Оборудования нет. Такие тонкие изделия надо отливать из жидкой фарфоровой массы в специальные формы. На Дулёвском заводе блюдца не получаются. Тарелки и блюдца проще прессовать из плотной массы (вроде пластилина). Как это делают видно на фотографиях. Очень красивые корзиночки с клеймом КФ (........ фарфор). Я сначала подумала, что Кисловодский, но у них такого клейма не нашла. Ну и ладно, пусть специалисты определяют, а мы будем просто любоваться!

Абакумова: mistral пишет: Нет, секрет не утерян. Оборудования нет. Н-да... mistral пишет: Ну и ладно, пусть специалисты определяют, а мы будем просто любоваться!

Uliana: Оказывается так мало кому интересен фарфор. Я думала, что тема истинно женская, про посуду... А я люблю . И даже если не покупаю, всегда захожу в отдел посуды просто полюбоваться. Мне подарили вот такой наборчик. Красота!

mistral: Uliana пишет: Мне подарили вот такой наборчик. Красота! Действительно, очень красиво. Особенно блюдо - рыбки и круги на воде. Ульяна, будем делиться красотой. Может быть и раззадорим кого-нибудь показать свои любимые вещи.

mistral: В самом начале этой темы я рассказала о редком фарфоровом иконостасе , изготовленном на заводе Кузнецова для церкви Преображения Господня в деревне Саввино. Недавно я прочла об ещё одном иконостасе из фарфора сделанном в городе Сысерть Свердловской обл. для Воскресенского скита на острове Валаам. Вот его фотография.

mistral: Я стала интересоваться, где ещё есть фарфоровые иконостасы и оказалось, что старинных, которые изготавливались на Кузнецовских заводах и на Хайтинском заводе почти не сохранилось. Иногда их фрагменты можно увидеть в музеях, например в Иркутске. Кузнецовы изготовили иконостас для старообрядческой церкви в Ново-Харитоново (это в районе Гжели). Ещё один один - такой же - для промышленной выставки в Париже. Вот этот то иконостас был куплен для церкви Св. Владимира в Марианске Лазни. Этот последний сохранился, а в Ново-Харитоново конечно нет.

mistral: Радует то, что искусство изготовления иконостасов из фарфора не утрачено в наше время. Вот работы современных художников. Среди исполнителей таких работ чаще других упоминается фарфоровый завод в Сысерти. Они делали иконостас для кафедрального Свято-Симеоновского собора гор. Челябинска. А для Христо-Рождественского собора в Липецке работы по созданию фарфорового иконостаса выполняли в керамической мастерской города Воронежа. Они же изготовили иконостас для церкви Михаила Архангела в Тамбовской области. Кто-нибудь из форумчан - жителей Челябинска и Липецка видел эту красоту? Для меня было полной неожиданностью, что в Москве, недалеко от моего дома, в Храме Живоначальной Троицы в Орехово -Борисово тоже есть фарфоровый иконостас исключительной красоты. Ещё есть фарфоровый иконостас, созданный в наше время мастерами из Гжели, в Храме Ильи Пророка в посёлке Ильинское Красногорского района. Надо попросить Таню Захарову рассказать о нём. Это недалеко от того места, где она живёт.

Абакумова: mistral пишет: Радует то, что искусство изготовления иконостасов из фарфора не утрачено в наше время. Вот работы современных художников. Потрясающе красиво!

ulinta: mistral Спасибо!! я и не знала что из форфора еще иконостасы делают,божественная красота!!



полная версия страницы