Форум » Как прекрасен этот мир, посмотри! » Осень в Каргополе. » Ответить

Осень в Каргополе.

mistral: Когда я сказала друзьям, что собираюсь поехать в Каргополь, то все дружно спросили меня: "А это где?". Я отвечала: "Это старинный русский северный город на реке Онеге." Дальше последовал вопрос: "А что ты там забыла, да ещё в такую погоду?" Вот это я и постараюсь вам объяснить.

Ответов - 52, стр: 1 2 All

mistral: Ехать в Каргополь надо с Ярославского вокзала до станции с названием Няндома. Там на вокзале меня встретил представитель туристической фирмы и сообщил, что кроме меня других желающих приехать не нашлось и они согласны возить меня одну. Вот такой получился индивидуальный тур. 80 км по приличной дороге и мы в Каргополе.

mistral: Многие исследователи краеведы ломают голову - откуда же взялось название Каргополь. Наиболее вероятно происхождение имени от карельского Karhupeldo (дословно «медвежья сторонка»). Хотя олонецкий губернатор, поэт и великорусский патриот Г. Р. Державин пытался найти русские корни названия и сейчас часто говорят, что название вполне славянское, «Карго поле». Правда, что такое «карга» договориться не могут: то ли это ворона, то ли болото. Якобы была найдена некая рукопись о том, что белозерский князь в походе против чуди что-то основал на Карго поле. А так как поход белозерцев на чудь относят к 1146 г., то сейчас этот год считают датой основания Каргополя. Но эта дата никакими документами не подтверждается, а первое летописное упоминание о Каргополе относится к 1378 году. Как бы то ни было, поселение образовалось на стратегическом пути. В те времена главными дорогами были водные. Озерно-речная система с рекой Онегой связывала центральные княжества с морем. А море — это торговля и, что немаловажно — соль. Видимо, именно беломорская соль привела Каргополь к экономическому расцвету. Каргополь стал монополистом в продаже соли из Онежской губы. Никому не дозволялось ходить непосредственно на беломорские солеварни, соль можно было покупать только в Каргополе. Город был деревянный и часто страдал от пожаров. При Екатерине II случился очередной сильнейший пожар, практически уничтоживший город. По легенде Екатерина из личных средств выделила огромную сумму на восстановление. Город был перестроен заново по регулярному плану (одним из первых в России). Планировка города представляет собой систему взаимно перпендикулярных улиц, направленных вдоль или поперек берега реки. Такая планировка сохранилась и поныне. Деревянные таблички со старыми названиями улиц установлены недавно за счёт спонсора, уроженца Каргополя. На некоторых улицах есть деревянные тротуары.

mistral: Одноглавая Введенская церковь была построена в 1808 году . Сейчас в ней городской музей. Очень душевный! Все экспонаты собраны и представлены с большой заботой и любовью. В старину Каргополь был окружен деревянными стенами с башнями. На старинной иконе покровителей города Бориса и Глеба изображён пожар, который грозил уничтожить весь город. Но вдруг в клубах дыма над городом появились лики святых Бориса и Глеба, и пожар стал затухать. Город был спасён. Город был богатый, купеческий. Кроме беломорской соли славился выделкой меха, особенно каргопольской белкой. Старые фотографии, размещённые рядом с различными бытовыми предметами, позволяют живо представить себе городской уклад старинного уездного Каргополя. Большой раздел музея посвящен уроженцу Каргополя Александру Андреевичу Баранову (1746 -1819гг.) - Главному правителю русских земель в Северной Америке. На этом портрете он совсем молодой со своей женой. На этой шхуне Баранов отправился осваивать Аляску.


Astarte: Елена Юрьевна, спасибо за рассказ и фото! Здорово, что до сих пор сохранились вот такие островки старины!

Абакумова: Леночка, как я рада, что Вы опять с нами! Каждый день, заходя на форум и просматривая новости, с тайной надеждой бросала взгляд - а вдруг появилось что-то Ваше! Спасибо за Вашу неутомимую любознательность и жажду знаний! Благодаря этим Вашим чудесным качествам мы узнаем много нового и видим то, что, скорее всего, и не увидели бы никогда!

Tatiana_Zakharova: mistral Лена, с удовольствием прочитала о Каргополье. Как всегда узнала столько нового! Как приятно с вами бродить по этим тихим уездным улочкам. Какое чудо, что город еще жив практически в первозданном виде! Присоединяюсь к словам Татьяны Ивановны: Абакумова пишет: Спасибо за Вашу неутомимую любознательность и жажду знаний! Благодаря этим Вашим чудесным качествам мы узнаем много нового и видим то, что, скорее всего, и не увидели бы никогда! Очень надеюсь, что у вас еще есть что-то интересное рассказать и показать!

mistral: Продолжаем прогулку по Каргополю. Есть в городе две большие площади поросшие травой - площади Нового и Старого Торга. Это площадь Нового Торга. Самый древний собор в Каргополе - Христорождественский собор построен в 1552-1562 годах. Сейчас он недействующий, принадлежит Каргопольскому областному музею. Первоначально собор имел строгую кубическую форму. Позже, в XVII веке, к собору были пристроены северный и южный приделы, затем галерея и крытое кольцо. В 1765 году в Каргополе случился пожар, который уничтожил практически весь город. Но собор выстоял - хотя и был сильно поврежден - у него пострадали купола, в стенах возникли трещины, практически полностью были уничтожены росписи. Осталась только одна фреска за западной стене. В Христорождественском соборе чудом сохранился красивейший иконостас 1770 года, созданный уже после пожара. Особого внимания заслуживают иконы "Рождество" и "Страшный суд". Нужна хорошая подсветка и, может быть, экспозиция фотографий фрагментов этих икон. Там такое количество интереснейших сюжетов, что можно рассматривать часами! Когда-то иконы располагались и в этих рамах по стенам. Высоко под куполом - рука, которая раньше держала паникадило. Паникадила больше нет, а рука, сжатая в кулак, как будто угрожает разорителям собора. Христорождественский собор.

mistral: В крипте, или нижнем храме Христорождественского собора выставка "Шестой день творения" - здесь собраны небеса из нескольких церквей и часовен Каргополья. Что такое "Небеса"? В деревянных церквях Русского Севера было принято размещать под куполом и на парусах доски с живописным изображением святых, ангелов, сцен из Святого Писания. Вот как здесь в Покровской церкви из Вытегорского уезда, которая сейчас воссоздана в Петербурге. (Эта церковь заслуживает особого рассказа!) Выставка в нижнем храме Христорождественского собора. "Небеса" XVIII - XIX века.

mistral: В 1751 году по соседству с Христорождественским собором, на месте ранее существовавшей деревянной церкви, была построена церковь Иоанна Предтечи. В настоящее время она действующая. Верхняя, летняя церковь. Она не отапливается. Здесь установлена икона Бориса и Глеба, которые считаются небесными покровителями Каргополя. В нижней церкви службы проходят осенью и зимой. Она отапливается большой печью. Фотографировать не разрешили (даже печку!)

Tatiana_Zakharova: mistral Здорово!!! Больше всего впечатлила выставка "Небес"!!! mistral пишет: Особого внимания заслуживают иконы "Рождество" и "Страшный суд". Там фотография иконы Успения Богородицы - Иисус Христос принимает душу своей матери для жизни вечной... А рядом икона Воскресения... А вот икона Рождества Христова за иконой Воскресения.

mistral: Таня! Фотографий действительно недостаточно. Освещение в соборе не слишком хорошее, служители музея не одобряют фотографирование, а со вспышкой совсем нельзя! Я бы и хотела показать больше и подробнее, особенно икону Страшный суд, но не получилось. Надеюсь, что мой рассказ даст хоть какое-то представление о Христорождественском соборе и его иконостасе.

mistral: Завершает ансамбль площади Нового торга колокольня. В 1772 году на месте сгоревшей деревянной колокольни была построена двухъярусная каменная колокольня. Колокольня эта очень необычна - в её нижней части устроены проездные ворота, и ориентированы они не по сторонам света (как принято), а по направлению главной улицы. Объясняется это тем, что в Каргополе ожидали приезд Екатерины II и нижний ярус колокольни должен был сыграть роль триумфальных ворот. Крест на ней также ориентирован не по церковной традиции, а в соответствии с архитектурным замыслом. Но Екатерина так и не приехала. Ну разве можно упустить возможность полюбоваться площадью Нового торга с высоты колокольни?! Каждый день в полдень на колокольне звонят колокола. Два молодых музыканта устраивают настоящий колокольный концерт. Подняться на колокольню можно только после окончания концерта. Хотя внизу, у входа на колокольню, висело объявление "В колокола не звонить!", я не удержалась и чуть чуть ударила в колокол. Звук, постепенно затихая, поплыл над площадью. А в небе в тот же момент заиграла радуга.

mistral: По улицам Каргополя мы неспешно дошли до площади Старого торга, заросшей травой и малиной. Погода порадовала солнышком и голубым небом. Ансамбль Старого торга состоит из трёх церквей. Первая и самая древняя - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1680 году. Позже церковь достраивали - в 1844 году к ней была пристроена колокольня. Сейчас она является действующим храмом. По словам гида -Леонида Ивановича, который хорошо знаком с настоятелем этой церкви, большая часть ремонтных работ выполнена руками и на деньги сыновей настоятеля. Вторая церковь в ансамбле, это одноглавая церковь Николая Чудотворца 1741 года постройки. Третья церковь ансамбля Старого торга самая красивая.Это Благовещенская церковь 1692 года постройки. Это массивная кубическая пятиглавая церковь, построенная в стиле московского барокко. Церковь очень богато украшена каменной резьбой. Особенно хороша отделка окон и наличников. Из 30 окон ни одно окно не повторяет другое. Церковь сейчас закрыта, но иногда в большие праздники её открывают. Южная сторона храма, как писал Игорь Грабарь в 1909 году, «по изысканности пропорций и вкусу, с которым расписаны по ней узорчатые пятна окон может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения .Но наибольшее впечатление производит убранство удивительно точно найденных по размерам и форме апсид. Оно является шедевром стенной обработки вообще. Нельзя не удивляться, с какими ничтожными, почти нищенскими средствами её счастливому зодчему удалось достигнуть ошеломляющей нарядности» "Дорога к храму". Скорее тропинка, но всё же к храму.

Uliana: Каргополь- на слух что то такое знакомое из детства, наверно из книг. И вот довелось повстречаться лицом к лицу. Приятно! Спасибо, Лена. Наслаждаюсь перечитывая и пересматривая.

Uliana: Какая красивая идея с деревянными табличками старых названий улиц.

Шанхай: Uliana пишет: Каргополь- на слух что то такое знакомое из детства Думаю не ошибусь, если скажу, что в детстве почти у каждого из нас были игрушки КАРГОПОЛЬСКИЕ (к примеру свистки). mistral Лена, а сейчас такие игрушки продают в Каргополе?

mistral: Uliana пишет: Каргополь- на слух что то такое знакомое из детства Шанхай пишет: Думаю не ошибусь, если скажу, что в детстве почти у каждого из нас были игрушки КАРГОПОЛЬСКИЕ Каргопольской игрушкой здесь гордятся и берегут традиции её изготовления. Игрушки продаются, много и недорого. Центр народных ремесел «Берегиня» был создан в 1993 году с целью сохранения традиционных для Каргополья и русского Севера ремесел. Сегодня в Центре народных ремесел работают мастера по глиняной игрушке, а так же мастер по бересте, щепной птице, ткачеству, росписи по дереву, лоскутному шитью и тряпичной кукле. Есть небольшой выставочный зал. Сотрудники центра проводят мастер-классы по изготовлению тряпичных и глиняных игрушек, научат печь традиционные северные пироги и калитки и обрядовое печенье «тетёрки». Здесь действует Детская школа народных ремёсел и Детская школа искусств города Каргополя. Таких тряпичных кукол дарили на свадьбу, как оберег. Каргопольская игрушка и её традиционные сюжеты - Полкан (полу-человек - полу-конь), Берегиня - богиня плодородия с птицами в руках, женщина с детьми, медведица с медвежонком. Эти игрушки не раскрашены. Новые сюжеты - знаменитая Шевелёвская тройка. А вот Полкан уже раскрашенный. Все орнаменты несут языческую символику. Здесь расписывают глиняную игрушку. Изделия из бересты. Мастерица рассказывает, как и когда бересту заготавливать, как обрабатывать, для чего могут служить изделия из бересты. На старинном ткацком станке можно соткать и половичок и ткань для одежды. Центр "Берегиня" может быть очень интересен для детей. Здесь всё можно попробовать сделать своими руками, даже научиться печь традиционные северные пирожки - калитки. Есть ещё частный музей Каргопольской игрушки семьи Шевелёвых, семьи, члены который немало потрудились для возрождения этого народного промысла. Хотя по программе тура посетить частный музей семьи Шевелёвых предлагалось за дополнительную плату, с меня никаких денег брать не стали. "Добро пожаловать, гости дорогие!" Это действительно музей истории одной семьи, музей истории возрождения Каргопольской игрушки, традиций народных промыслов Каргополья. О своих родителях и братьях рассказывал сын Шевелёвых. Это фотографии бабушки Ульяны – Ульяны Бабкиной. Всю свою жизнь она занималась изготовлением этих игрушек, передавала секреты обжига и росписи. Эти игрушки не раскрашены. Сразу после обжига их опускают в овсяный кисель или молоко. Так же поступают и с посудой для того, чтобы она не пропускала влагу. Не раскрашенные игрушки понравились мне больше, чем раскрашенные яркими красками. Они выглядят более естественными, подлинно народными… Так делали игрушки для маленьких детей, которые всё тянут в рот. Здесь яркие краски не нужны. Когда я вышла из музея Шевелёвых совсем стемнело и пошёл дождь. Я быстро добежала по плохо освещённым улицам до гостиницы и порадовалась, что выбрала именно комфортабельную гостиницу, а не частный сектор. А гостиница в Каргополе оказалась очень хорошей. Комната чистая, тёплая и уютная. Вот такой вид из окна. В цокольном этаже кафе, где вкусно и недорого кормят. Здесь же на первом этаже разместилось турбюро "Лаче-тур", которое организовало мою поездку. В общем, в традиции северных домов - всё под одной крышей.

mistral: Каргополь стоит на реке Онеге. Никаких сбросов ни промышленных, ни бытовых в реку нет. Централизованной канализации в городе тоже нет. В основном "удобства на улице" или автономные септики. Поэтому вода в реке чистейшая. На берегу стоит, как и несколько веков назад, вот такая полоскальня. Сюда, на берег реки, каргополочки приезжают, как и в стародавние времена, полоскать бельё. Только теперь на машинах. Вода чистая, течение быстрое. Бельё полощут и зимой в мороз.

Абакумова: Все смотрю и пересматриваю - как же красиво! До чего же хороши старинные русские города, особенно когда их стараются уберечь от угасания и запустения! Замечательная поездка, Лена! Спасибо!

Uliana: Для меня просто откровение, что до сих пор полощут белье в реке😳

Лавстори: mistral Лена, как всегда, так все "вкусно" и интересно, аж, скулы сводит! Так здорово посмотреть шикарные иллюстрации к Вашему рассказу (еще по телефону) о поездке в Каргополь , и почитать еще много нового! То, что с погодой не повезло - не беда! Фото старых храмов, на фоне мрачного неба, даже, интереснее! И вообще, смотришь на эту "жемчужину" городов русских, и сердце бьется сильнее : вот оно, исконное, русское! Дай Бог, чтобы сохранялось это наследие! Спасибо огромное за доставленное удовольствие: побывать в этом удивительной русском городе, с не менее удивительным названием "Каргополь"!

mistral: Uliana пишет: Для меня просто откровение, что до сих пор полощут белье в реке Для меня тоже! Во -первых, оказывается, есть песня «Полоскала каргополочка белье..». Во-вторых, «В большей части города отсутствует водопровод. Обычно в подобных случаях, белье стирается в ближайшем доступном водоеме, для чего зимой прорубается особая полынья. В Каргополе же горожанам в высшей степени повезло - они избавлены от необходимости рубить лед даже в самые сильные морозы! Из совершенно плоского и ровного берега реки Онеги, на расстоянии 10-20 метров от собственно реки, бьет серия очень мощных ключей со значительной глубины. … ключи эти чрезвычайно чисты и не замерзают даже в самые суровые морозы. Над частью из этих ключей сооружен крытый деревянный павильон с широкими проемами в полу и перилами - чтобы не отправиться вслед за бельем" Лавстори пишет: Спасибо огромное за доставленное удовольствие: побывать в этом удивительной русском городе, с не менее удивительным названием "Каргополь" Сейчас поедем дальше по Каргопольской земле. Присоединяйтесь!

mistral: Второй день получился очень насыщенным. Выехали из Каргополя в 8ч.30мин. вернулись около 21 часа. Так получилось, что в последний момент в турбюро заглянула ещё одна женщина - научный сотрудник литературно-мемориального музея писателя Фёдора Абрамова в д.Веркола Пинежского района. Она приехала в Каргополь погостить к родственникам и зашла в турбюро за какой-то информацией. Предложение присоединиться к экскурсии "Каргопольское ожерелье" показалось ей заманчивым. Так сформировался наш экипаж "машины боевой" УАЗ "Патриот" - четыре человека : две туристки, водитель и гид. (Меня на фотографиях не будет, так как я фотографирую.) Первая остановка - Деревянный архитектурный ансамбль в Саунино - церковь Иоанна Златоуста (1665год) и колокольня. В церкви Иоанна Златоуста сохранились "небеса" конца XVIII века. Но нам в церковь попасть не удалось. С мужичком, у которого хранятся ключи от церкви, договаривались заранее, но его дома не оказалось. Наверное пошёл топить баню. Суббота - банный день. В деревнях над всеми банями вился дымок. Погода улучшаться не собиралась и стало ясно, что в своей городской обуви я пропаду. "Экипаж машины боевой" принял решение вернуться в Каргополь, так как отъехали недалеко, всего 5 км, чтобы я могла купить резиновые сапоги. Стало гораздо веселее.

honiland: mistral Ура! Продолжение последовало! Лена, очень рада, что путешествия продолжаются!

Арктик Сан: Леночка, спасибо Вам за интересный рассказ о моём родном городе! Здесь я родилась, здесь живут мои друзья и родственники. Я стараюсь сюда приезжать, по мере своих возможностей. Это удивительный город, с богатой историей! Каргополь на год старше Москвы. Вы с такой любовью рассказали о нём... Спасибо...

mistral: honiland пишет: Ура! Продолжение последовало! Лена, очень рада, что путешествия продолжаются! Ну не могу я сидеть на одном месте! Всё время меня куда-то тянет! Наверное цыганская кровь моей пра-прабабушки покоя не даёт. Арктик Сан пишет: спасибо Вам за интересный рассказ о моём родном городе! Здесь я родилась, здесь живут мои друзья и родственники. Как здорово! Пожалуйста, добавляйте в эту тему Ваши рассказы и фотографии. Это будет замечательно!!! Если будете в Каргополе, загляните в офис "Лаче-тур" - они на первом этаже гостиницы "Каргополь" - и передавайте всем от меня привет и благодарность.

mistral: Дальше наш путь лежит в Красную Лягу. Дорога - "мама не горюй"! Ляга — по - северному лужа или небольшое озеро. (Отсюда и слово лягушка) Действительно, когда-то здесь было небольшое карстовое озеро, от которого осталась воронкообразная впадина. Вот оно, ещё заметно. Озеро было красивое, «красное», отсюда и название поселения. Вода из озера ушла, а жить в деревне без воды было невозможно. Люди ушли, осталась церковь. Стоит в поле одна одинёшенька. Это самая ранняя из шатровых деревянных церквей Каргополья — Сретено — Михайловская церковь 1655 года постройки. Резные наличники, причелины, полотенца делаю этот храм очень красивым и изящным. Говорят, что изображение креста-меча пронзающего солнце - это старообрядческий символ. В XIX веке церковь была обшита тёсом и нарядно раскрашена. Я находила в Интернете фотографии 10-ти летней давности и сравнивала со своими. Церковь, несмотря на какие-то проведённые реставрационные работы, ветшает и разрушается. И никак не охраняется.

mistral: Едем дальше. Следующая остановка на нашем маршруте Большие Лядины. Cлово «ляда» означает «угодье», «сенокос», «пашня или росчисть, поросшие молодым лесом». Нас встречает Надежда Фёдоровна Ворощук - бывшая учительница Лядинской начальной школы, создательница школьного и частного музеев, хочется сказать - "душа села Лядины" Вот её домик, где она живёт с мужем. Такой весёлый и нарядный. Этот старинный, настоящий северный дом всегда очень нравился Надежде Фёдоровне. Когда хозяева дома умерли и наследники решили дом продать, Надежда Фёдоровна предложила им обменять этот дом на её квартиру в Каргополе, и устроила здесь маленькую гостиницу . Надежда Фёдоровна собрала в своём гостевом доме целый музей крестьянского быта. Она расскажет как хлеб пекли, как масло сбивали мутовкой и много всего другого. Такой шкаф был одновременно и шкафом и стеной между комнатами. Сюда хорошо было бы приехать с детьми, пожить несколько дней. Для городских детей, интересы которых ограничиваются телевизором и Интернетом, такая поездка - как посещение другой планеты! Как был устроен дом, как топили печи и готовили еду, как работали. Ведь многие дети не представляют себе, как жили раньше и живут теперь люди в северных деревнях. Я, например, однажды видела в автобусе, как ребёнок сидя у мамы на коленьях, водил пальчиками по оконному стеклу характерным жестом, как бы желая увеличить картинку. Как и во всех северных домах, под одной крышей и дом, и сарай, и хлев. Такие вилы носят название "рожон". Отсюда и выражение - "Не лезь на рожон." Не во всех домах на этой улице в Лядинах живут постоянно. Некоторые используют, как дачи - приезжают только на лето. Некоторые дома и вовсе заброшены. У соседей Надежды Фёдоровны хорошее чувство юмора. Ярко-рыжая Карелочка за этим забором была очень обеспокоена нашим приездом и встретила нас громким лаем.

mistral: Надежда Фёдоровна была учительницей и заведующей Лядинской начальной школы до тех пор пока её не закрыли. В 1993 году она начала заниматься с детьми краеведческой работой. Ведь первое упоминание о Лядинах относится к XVI веку. Сначала изучали историю села, затем стали собирать экспонаты для школьного музея старинного быта. В этой работе приняли участие не только ученики и родители, но и все жители села. Собрали по домам более 400 экспонатов – прялки и ткацкие станки, деревянную и керамическую посуду, самовары и утюги, крестьянские костюмы, вышивки, приспособления и инструменты, старинные фотографии из семейных альбомов. Среди всех этих экспонатов в глаза бросилась одна витрина с городскими женскими платьями 1930 – 1940 годов. Во время войны сюда привозили эвакуированных из блокадного Ленинграда. Местные жители незнакомое слово «эвакуированные» переиначили в «кувЫркнутые». Потрясающе! У меня перед глазами как будто промелькнули кадры фильма о войне, о блокаде, об этих женщинах, вырванных из своей привычной городской жизни и помещённых в условия северного деревенского быта, женщинах, меняющих свои платья на еду… Вот уж действительно – «кувЫркнутые»! Затем учителя и дети взялись за возрождение старинных ремёсел. Ткачество, гончарное дело, плетение из бересты, традиционная северная вышивка. Даже сеяли и выращивали лён, учились его обрабатывать, прясть, ткать и окрашивать ткани. Вот несколько работ учеников. Герб Каргополя. Здесь осваивали технику мозаики. Эти льняные панно получили несколько наград на областных выставках. Сейчас школа закрыта. Музей ещё цел, но нет отопления и освещения. Электрическая компания обнаружила какой-то провод, который шёл через школьное помещение на почту мимо счётчика и, не разбираясь, выписала штраф 200 тыс руб. Будет суд. Всё очень грустно. Но Надежда Фёдоровна, которая отдала школе и музею всю свою жизнь, не теряет оптимизма. Они с мужем накормили нас вкуснейшим обедом: суп из красных рыжиков, рыбка ряпушка, картошка из русской печи, солёные белые грузди со сметаной, пироги и калитки, ароматный чай с травами.

mistral: После вкусного обеда настроение улучшилось и погода тоже. Стало проглядывать солнышко. Идём смотреть «удивительный красоты архитектурный ансамбль XVIII века — памятник, считающийся одним из шедевров деревянного зодчества» вернее то, что от него осталось. Это был тройной деревянный ансамбль. (фото из Интернета) Слева направо. Богоявленская двенадцатиглавая церковь (1793 год), шатровая колокольня (1820 год), двухэтажная шатровая Покрово-Власьевская церковь (1761 год) . Двухэтажная шатровая Покрово-Власьевская церковь (1761 год) — одна из лучших по пропорциям, объёмно — пространственному решению и технологическим приемам строительства среди памятников деревянного зодчества периода его расцвета. Срубили её местные жители. Крестьяне собирались всем миром и решали, кто будет строить. Выбирали мастера и помощников. Составляли письменный договор, который заканчивался словами: «как мера и красота скажут». В интерьере верхнего Покровского храма были многочастные небеса, остатки иконостаса. Совсем недавно, 5 мая 2013 года, произошёл пожар. Во время реставрации Покровской церкви повредили громоотвод. И вот, в Пасхальное воскресенье, в крест Покровской церкви ударила молния – сухая гроза, без дождя. Разгоралось долго. Приехали пожарные расчёты, но ничего не могли сделать, так как не могли подать воду на высоту 38-ми метров. Стали пытаться выносить иконы из храма, но они как будто приросли. Все иконы спасти так и не удалось. Через 4 часа загорелась и шатровая колокольня (1820 год). Даже сейчас, через три года после пожара, видны два пепелища. Богоявленская двенадцатиглавая церковь (1793 год) уцелела и была отремонтирована. Большая трапезная, необходимое общественное помещение для такого большого села, как Лядины, немного нарушает пропорции, если смотреть на церковь сбоку. У Богоявленской церкви неповторимое круглое крыльцо, с расписным «небом». Был в Лядинах ещё один частный музей – «Музей одной семьи» Галины Сергеевой. (фото из Интернета) В зимнее время он бывал закрыт, хозяйка уезжала зимовать в город. Однажды, вернувшись весной в свой дом, она обнаружила музей разграбленным, а печи в доме – разбитыми. Кому-то из соседей её деятельность не нравилась. Колодец в Лядинах. «И сломается ворот колодца, И порвётся серебряная нить…» Или уже порвалась? Но я верю, что дети, которых учила в школе Надежда Фёдоровна Ворощук, выросли хорошими людьми.

mistral: Дальше наш путь лежит в Кенозёрский природный парк. Дорога очень живописная. Проезжаем берегам больших озёр. Леса совершенно Билибинские. Я не удивилась бы, если из-за поворота дороги показался бы один из билибинских всадников - белый, красный или чёрный. Это не случайно. Художник Иван Билибин, которого мы знаем в основном по иллюстрациям к русским сказкам, часто бывал в этих местах. Рисовал и фотографировал старинные деревянные церкви, деревенские дома, писал пейзажи. Здесь проходит водораздел Белого и Балтийского морей - Северного ледовитого и Атлантического океанов. Уровень воды в озёрах справа и слева от водораздела значительно отличается. Впереди Хижгора - самая высокая точка природного парка. На ней стоит церковь Преподобного Александра Свирского. Туда мы пойдём пешком. Дорога к церкви проходит через старое кладбище. Ремонт или просто поддержание церкви проводят добровольцы. Собирают пожертвования, закупают материалы и на руках доставляют их на гору. Раньше, пока не вырос лес, с вершины Хижгоры от церкви Александра Свирского можно было увидеть одновременно 28 озёр. Спускаемся вниз к одному из озёр. Последний взгляд на Хижгору. Надо ли говорить о том, какая здесь царит тишина.

mistral: На территориии Кенозерского природного парка помимо лесов, озёр и болот, находится более ста памятников северного деревянного зодчества. Возникла идея собрать их уменьшенные копии на одной территории. Так начал создаваться архитектурный парк "Кенозерские бирюльки" Кругом ни души. Единственный смотритель архитектурного парка. "Предъявите билет!" Самая маленькая часовня. Даже в подлинную часовню, прототип этой, можно войти только на коленях.

mistral: Теперь у нас по плану остановка на берегу озера, чай с пирогами и калитками и ЗАКАТ!!!!! Фотоаппарат удивительно точно передал краски осенней листвы, освещённой заходящим солнцем. Вот так сидели, пили чай и любовались красками заката. Возвращались в Каргополь уже в полной темноте. Жидкая грязь на дороге забрызгивала машину до самой крыши. Один раз так развернуло, что я подумала - всё, сейчас улетим в лес, причём правым боком. Но наш водитель легко справился с заносом и всё обошлось. Свет фар осветил на обочине женскую фигурку. Остановились и подобрали милую девушку, которая ходила за клюквой. До ближайшей деревни 17 км. Дороги практически пустынны. Хорошо, что мы её подвезли. Зовут её Женя. Она хорошо знакома и нашему гиду - Андрею, и водителю - Григорию. Оказалось, что она занимается народным театром. На фестивале народных театров в Архангельске получила две Золотых маски : как режиссёр спектакля и как лучшая исполнительница главной роли. Пока ехали, разговаривали об автобусном сообщении. В некоторые деревни автобус ходит два раза в сутки - утром и вечером, а в другие - два раза в неделю - во вторник и в пятницу.

Арктик Сан: Лена, вы так интересно рассказываете о своих впечатлениях! Я как-будто вместе с Вами побывала в родных местах...

Абакумова: Какие фантастически красивые места! И какие удивительные люди там живут - настоящие энтузиасты своего родного края!

mistral: Арктик Сан пишет: Лена, вы так интересно рассказываете о своих впечатлениях! Я как-будто вместе с Вами побывала в родных местах... Спасибо за добрые слова. Может быть Вам захочется снова побывать в Каргополе и рассказать о нём. Это будет другой взгляд, а это так интересно. Будем ждать. Абакумова пишет: Какие фантастически красивые места! И какие удивительные люди там живут Люди удивительные. Их неспешность, необязательность и, одновременно, исключительная душевность и отзывчивость, меня, жительницу суматошной деловой Москвы, удивляла и радовала. Рассказ учительницы в Лядинах о "кувЫркнутых" ударил прямо в сердце (моя свекровь была блокадница). Девушка Женя, лауреат "Золотой маски", с ведром клюквы на обочине дороги в полной темноте, в 17 км от ближайшей деревни... Наш водитель, житель Каргополя, который никак не мог найти нужный дом по названию улицы и номеру, зато знал по фамилиям всех жителей этой улицы...

mistral: День третий. Накануне мы вернулись в Каргополь поздно. После сытного обеда и пикника с пирогами идти ужинать в кафе уже совсем не хотелось. Усталость после целого дня поездок и походов взяла своё. Уютный гостиничный номер, тишина и свежий воздух позволили прекрасно отдохнуть. Утром - снова в путь. Как мудро всё устроено в северных домах. Кроме того, что всё хозяйство размещалось под одной крышей (только баня отдельно и подальше от дома), была у деревянных домов Каргополья ещё одна особенность. Крыши сильно выступали вперёд прикрывая фасад дома. А под выступом крыши - "небеса", росписи. И просто для красоты, и как обереги.

mistral: Храм Святого Георгия на реке Чурьега. Действующий. Медленно и трудно восстанавливается на средства благотворителей. В храме шла служба. Мы постояли тихонько и внесли свою небольшую лепту в церковную копилку. Напротив храма, на другой стороне дороги, памятник односельчанам погибшим на фронтах Великой Отечественной войны и ветеранам. Сделан неформально и ухожен с уважением и любовью. Не сфотографировала - теперь жалею. Спасское или Святое озеро. Это места паломничества. Часовня Преподобного Александра Ошевенского. Лодки-долблёнки на озере. Интересно, на них кто-нибудь плавает? Камни-следовики часто встречаются в этих местах. В одних случаях легенда говорит о следе Богородицы. Здесь - это след Преподобного Александра Ошевенского. Люди верят, что если вложить руку в этот след, наступит исцеление.

mistral: Ошевенск. Александро-Ошевенский монастырь – единственный из сохранившихся в Каргопольской округе. Он действующий, но монах здесь всего один и ещё несколько трудников. Мне было интересно узнать реальную историю его возникновения. "Основан он иноком Александром Ошевенем в XV веке. Александр был крестьянским сыном, уроженцем белозерских приделов – с Вещозера, вблизи озера Воже. Он был третьим сыном в зажиточной крестьянской семье. Слабый и болезненный с детства, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре. Родители были против его монашества - в семье были нужны рабочие руки - но ничего не смогли поделать. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, Александр пришел на реку Чурьегу и здесь, в сорока четырех верстах от Каргополя, устроил пустынь на месте дикого леса. Уже и в то время, в XV веке, земли эти были отнюдь не безлюдны, принадлежали они новгородской боярыне Настасье. Эта боярыня выдала Никифору, отцу Александра, грамоту на заселение слободы и на владение окрестными угодьями. По всей видимости, предприимчивым богатым крестьянам, какими были отец и родственники Александра, представлялось не лишним иметь в своей слободе монастырь «на помин души». К тому же монастырь привлекал паломников. Но когда Александр постриг двух своих племянников, на него озлобились братья и отобрали своих детей. Житие дает портрет святого: был он среднего роста, лицом сух, борода небольшая, но густая, взор ясный и веселый, сам скромный и молчаливый. Он страдал от тяжелой болезни и сравнительно рано умер." Александровской обители не суждено было стать большим монастырем. Монастырь был деревянным (таким он изображен на «палатном письме» иконы Александра Ошевенского XVII века), неоднократно истреблялся пожарами. Каменные строения относятся к XVIII-XIX векам. Святые ворота с примыкающим к ним настоятельским корпусом. Настоятельский корпус сильно разрушен. Сейчас восстановлена и действует только надвратная Никольская церковь. Сильно разрушенные стены с башенками по углам. Причём наиболее сильно они пострадали в 90-ые годы. Местные жители просто разбирали их на кирпич. Успенский собор 1707 года постройки. Когда-то он был двухэтажный (Успенская церковь вверху и Сретенская внизу), но сейчас крыша и перекрытия полностью провалились. Собор сложен из белого каргопольского камня, каждый камень – разной формы и величины. Считается, что здесь под спудом покоятся мощи Александра Ошевенского. С запада к собору примыкает высокая колокольня. Подняться на неё невозможно. Колокол висит внизу, без языка, но если ударить по нему - звучит. Восстановлен белый одноэтажный келейный корпус - здесь и живут монах и трудники. (Трудники - это люди, которые приходят в монастырь по велению сердца, чтобы поработать бесплатно на пользу монастыря) Через разрушенную стену монастыря видна деревянная Богоявленская церковь в деревне Ошевенский Погост на другом берегу реки.

mistral: На другом берегу реки, напротив монастыря, деревня Ошевенский погост. Она избрана в "Самые красивые деревни России". Когда решался этот вопрос, сюда приглашали Мэра французской деревни Колонж-ля-Руж, с которой и началась Ассоциация самых красивых деревень. Возили, показывали, парили в русской бане, кормили обедом из русской печки. Ему всё очень понравилось. Только сказал, что не надо крыть дома железом, вид портит. Но за избрание Ошевенского Погоста в "Самые красивые деревни России" проголосовал. Нас уже ждут и тоже с обедом из русской печки. В трапезную зовут, под образа сажают. Это наш водитель Григорий. Чем только не угощали: щи, пшенная каша, яичня (это нежнейший омлет в глиняном горшке с румяной корочкой сверху), солёные рыжики, пироги с творогом, топлёное молоко с коричневой пенкой, чай на травах... И даже домашняя наливочка на лесных ягодах. С ума сойти! Ели уползли от стола. А от печи так тепло и от душевных разговоров на сердце так легко! Рядом с трапезной, где мы обедали, красивая Богоявленская церковь с колокольней. Вокруг неё сейчас возводится традиционная ограда погоста с башенками и воротами.



полная версия страницы