Форум » Как прекрасен этот мир, посмотри! » Остров КИЖИ на Онежском озере. » Ответить

Остров КИЖИ на Онежском озере.

mistral: Слово «Кижи» знакомо почти всем. И сразу же всплывает в памяти, словно из озерных глубин, как град Китеж, великолепный архитектурный ансамбль Кижского погоста — краса и гордость русского деревянного зодчества. «А не было бы Ополовникова, то и Кижей бы не было», — утверждали местные мастера-плотники, реставрировавшие под его руководством ансамбль. "Если бы в России существовало, как в Японии, понятие: «человек — национальное достояние», то реставратора Александра Викторовича Ополовникова можно было бы заносить в этот список." Савелий Ямщиков, член-корреспондент Российской Академии естественных наук. Вот поэтому я хочу начать свой рассказ о путешествии на остров Кижи с рассказа об Александре Викторовиче Ополовникове.

Ответов - 15

mistral: Александр Викторович Ополовников родился в 1911 г. в Рязанской губернии в дворянской семье. В семье Ополовниковых, кроме Саши, было еще 5 детей. Все это большое семейство в начале 1920-х гг. из-за революционных событий переезжает из провинции в Москву. Отец вскоре был арестован, а позже сослан в Красноярский край.. Мать сильно болела. Её пенсия была настолько маленькой, что трех младших детей (в том числе и Сашу) определили в детский дом. В 1932 г. Ополовников, по совету друзей, поступил во Всесоюзный архитектурно-строительный институт (будущий МАРХИ), и в 1939 г. закончил его с отличием. Учась в институте, Александр побывал на практике в Архангельской области, где впервые познакомился с северной русской архитектурой. Сразу после окончания института А. Ополовников был призван в армию и прослужил до конца Великой Отечественной войны, был награжден 8 медалями и орденом Великой Отечественной войны II степени. После окончания войны, в 1946 г. Александр Викторович был приглашен в Карелию «для фиксации ценных памятников деревянного зодчества». Летом 1948 г., по его проекту и под его руководством, была проведена первая в СССР реставрация выдающегося древнерусского памятника архитектуры, вершины русского деревянного шатрового зодчества — Кондопогской Успенской церкви. Затем он реставрировал Успенский собор в городе Кемь на берегу Белого моря. С тех пор прошло много лет. Сейчас Успенский собор в Кеми снова находится на грани разрушения. Денег на реставрацию нет. Храм действующий. В 1951 г., Александр Викторович приступил к реставрации ансамбля знаменитого Кижского погоста. На свой страх и риск он снял все позднейшие наслоения (дощатую обшивку бревен, железное покрытие глав, штукатурку с внутренних стен и т.д.) с Покровской и Преображенской церквей Кижского погоста. В начале 1950-х гг. Ополовников и рабочие его бригады стали первыми людьми, которые увидели Кижские церкви такими, какими они были задуманы и построены выдающимися древнерусскими зодчими, такими, какими их сейчас знает весь мир. Вот как выглядел Кижский погост в 1904 году. Фотография художника Ивана Билибина. Эта фотография сделана в начале 2000-х. Александр Викторович был основоположником создания знаменитого музея «Кижи», автором-реставратором церквей в Яндомозере и Челмужах, часовен «Кижского ожерелья» и многих других. Ополовников вместе с дочерью Е.А. Ополовниковой работал не только на Русском Севере, но и в Сибире, в Якутии. Он разыскивал, обмерял и описывал деревянные церкви, погосты, крепости, жилые дома. Так, по крохам собирая целое, он стал одним из самых первых, кто нашел потерянный было мир деревянного древнерусского зодчества. На склоне лет стал он и доктором архитектуры, и заслуженным архитектором, и лауреатом Государственной премии СССР, (1991), присуждённой ему «за серию книг по деревянному зодчеству 1983—1990 гг.» Одной из последних работ Ополовникова было воссоздание деревянной церкви Рождества Богородицы (1768) в Юрьевце перевезенной сюда из недалёкого старинного села Талицы Ивановской области, объявленного неперспективным. ...В октябре 1994 года эта почти восстановленная церковь сгорела. Пожар вспыхнул в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 1994 года, средь бела дня. Церковь, по рассказам соседей-очевидцев, вспыхнула и запылала мгновенно, «будто с ночи бензином политая». Александр Викторович погиб в декабре 1994 года в автомобильной катастрофе недалеко от города Родники Ивановской области. Он ехал в Юрьевиц, чтобы осмотреть пепелище церкви Рождества Богородицы. Ему было 83 года. Отпевали Александра Викторовича в Москве в церкви Николы в Хамовниках при открытых Царских вратах. Так отпевают только тех, кто особо послужил Церкви. За полгода до гибели, в апреле 1994 года, получил он звание почётного академика Российской Академии архитектуры...

mistral: Моё путешествие на остров Кижи началось из города Петрозаводска. Отсюда, с Онежской набережной, которая считается самым красивым местом в городе, отправляются "Метеоры" на Кижи. В начале Онежской набережной стоит памятник основателю городу Петру I . И памятник красивый и место подходящее. Правда, за прошедшее с момента установки памятника время, очень разрослись берёзы и совершенно закрыли вид на воды Онежского озера. А жаль. Набережная вымощена брусчаткой из малинового кварцита, того самого камня из которого сделана гробница Наполеона Бонапарта в Инвалид в Париже. Вот такой посмертный подарок от победителя побеждённому. В Карелии большое и единственное в мире месторождение этого камня. На набережной установлены современные скульптуры, подаренные Петрозаводску городами-побратимами. "Дерево желаний". На стволе сосны покрытой стеклотканью установлено большое ухо, в которое надо прошептать своё желание. Затем сесть на скамеечку и послушать, как звенят на ветру колокольчики, висящие на ветвях дерева. Только колокольчики украли уже в первый день, после открытия скульптуры, а потом пропала и скамеечка. Скульптура "Рыбаки" была подарена американским скульптором Рафаэлем Консуэгро. По замыслу автора это два брата - апостолы Пётр и Андрей. Пётр - тёзка основателя города царя Петра, Андрей - Андрей Первозванный - принёсший христианство на Русь. Обычно экскурсоводы эту трактовку авторской идеи стараются не акцентировать. По набережной прогулялись - пора на посадку на "Метеор". Отправляемся на Кижи. На Метеоре от Петрозаводска до Кижей 1 час 15 мин. Посещение Кижей только с экскурсией. Цену билета точно назвать не могу, но она приближается к 3000 (2500 - 2800 ?) Жители Петрозаводска жалуются, что теперь нельзя, как раньше, отправиться в выходной день на Кижи всей семьёй на шашлыки - слишком дорого. Может быть это и к лучшему. В конце-концов на Онеге много других островов, а Кижи целее будут. Посадка на Метеоры строго контролируется. Сопровождающие туристических групп приводят всех своих к трапу и по списку контролёры выдают всем бейджики. Этот бейдж вешаешь на шею, по нему на острове проходишь и присоединяешься к своей экскурсионной группе, а затем по нему же идёшь на посадку строго на "свой" Метеор при возвращении.

Tatiana_Zakharova: mistral Лена, спасибо за начало нового рассказа! Как всегда узнала много нового, но почему-то взгруснулось... Ополовников погиб, его последний труд сгорел... А ученики у него остались? Дело его живет? Или с ним ушли и все его открытия и наработки? mistral пишет: Скульптура "Рыбаки" была подарена американским скульптором Рафаэлем Консуэгро. Да уж... Интересное решение. А Метеор понравился, красивый, ухоженный кораблик. И то, что порядок при посадке и высадке, тоже хорошо! Жду продолжения рассказа.


mistral: Tatiana_Zakharova пишет: Ополовников погиб, его последний труд сгорел... А ученики у него остались? Дело его живет? Или с ним ушли и все его открытия и наработки? Остались чертежи и описания. Остались ученики и сподвижники. Дочь - Елена Александровна- продолжает дело отца. Я обязательно расскажу позднее о Покровской церкви - родной сестре Кижской Преображенской, воссозданной в Невском лесопарке в Петербурге. Так что дело Ополовникова живёт. Tatiana_Zakharova пишет: Да уж... Интересное решение. Ловцы человеческих душ. Tatiana_Zakharova пишет: А Метеор понравился, красивый, ухоженный кораблик. И то, что порядок при посадке и высадке, тоже хорошо! Рейсов на Кижи много. Каждый кораблик привозит экскурсантов и через четыре часа отвозит их обратно. Строго по бейджикам. Только вот неорганизованным туристам попасть на Кижи очень сложно. Все места проданы заранее. Можно безуспешно прождать целый день пропуская Метеор за Метеором в надежде на свободные места.

mistral: Название «Кижи», по одной версии, происходит от вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)», по другой версии, название восходит к вепсскому слову kiši — «игрище, место для игр, праздников». Ударение на первый слог - кИжи. 1 января 1966 года можно считать днём рождения Государственного историко-архитектурного музея «Кижи». Помимо архитектурного ансамбля Кижского погоста и существующих на своих первоначальных местах построек сюда было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии. На территории северной России известно много деревянных комплексов, являющихся центрами крупных административных округов. Но среди них Кижский погост превзошёл всех живописной красотой своих многоглавых церквей. В настоящее время этот уникальный архитектурный комплекс представляет единственный из сохранившихся на территории России ансамбль, созданный по принципу «многоглавие рядом с многоглавием». Церковь Преображения Господня. 1714 год. Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг. Высота церкви — 37 метров. По своему типу этот храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской сказке! Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. (Состояние на июль 2016) Купола покрыты осиновым лемехом. Деревянные пластинки, выструганные из осины, начинают со временем серебриться отражая все оттенки северного неба. Из воспоминаний рабочих его бригады. "С Александром Викторовичем было хорошо работать, но нрав у него крутой! Помню, когда только начали обшивать лемехом первую главку над папертью Преображенской церкви, его требовательный голос: «Мужики! Стука не слышу!» Как взлетит с яру на крышу паперти, и если заметит неладное: «Не так! Не так!» Сам мог топором показать. Потом и говорит: «А как же я слезать-то буду?» Дерево - материал не такой долговечный, как камень. Прошло 60 лет с момента реставрации Ополовникова. Пришла пора заменить подгнившие венцы. Раньше деревянные церкви полностью разбирали ("раскатывали") и собирали заново заменяя сгнившие брёвна. Но церковь Преображения в Кижах находится под охраной ЮНЕСКО. Её разбирать запретили. Тогда выбрали норвежский способ реставрации деревянных церквей. Церковь подняли на специальных конструкциях-домкратах и постепенно, венец за венцом, меняют брёвна. Церковь поставили на фундамент. Первоначально деревянные церкви строили без фундамента. На сегодняшний день заменить пришлось только 32% сгнивших брёвен - всё то, что в хорошем состоянии бережно возвращают на место. Чем выше от земли, тем меньше сгнивших брёвен. Реставрация Преображенской церкви продолжается. По плану она должна быть закончена в 2017 году, но , скорее всего, сроки перенесут из-за проблем с финансированием.

mistral: Церковь Покрова Богородицы. 1694, 1764 годы.Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг. Рядом с Преображенской стоит «зимняя» ,то есть отапливаемая – службу в ней ведут с 1 октября и до Пасхи, Покровская церковь. Построена она была на полвека позже Преображенской – в 1764 году. В ансамбле погоста она как бы дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом. Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Алтарь, обращённый на восток, выявляется пятигранным срубом — абсидой, а на ней — десятая глава Покровской церкви. Первоначальный иконостас не сохранился. Нынешний иконостас был реконструирован в 1950-е годы из заонежских икон XVII – начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре». Церковь действующая. Когда службы нет, то для экскурсантов небольшой хор поёт традиционные северные распевы. Хотелось бы послушать подольше и без суеты. Шатровую колокольню Церкви Преображения Кижского погоста перестроили в 1874 году на месте колокольни, разобранной в 1862 году. Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг. На колокольню можно подняться за дополнительную плату. Ограда Кижского погоста была воссоздана в 1956 г.. Никаких документов о том, какой она была не сохранилось. Ополовников применил метод воссоздания памятника по его аналогу, взяв за основу ограды сохранившихся северных деревянных погостов. Это позволило вернуть архитектуре Кижского ансамбля целостный древнерусский облик. В начале XX века на Север ездили многие художники и архитекторы, которые стремились воочию увидеть старинные памятники. На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!». Кижскому погосту повезло. В послереволюционные году он не был уничтожен, так как находился на отдалённом острове в Онежском озере и не мозолил глаза партийным чиновникам. Повезло ему и в годы войны - в годы финской оккупации. Пилот самолета-бомбардировщика Лаус-Дей Сакселл не выполнил приказ - уничтожить церкви на острове Кижи в Карелии. Это было в декабре 1941 года. Финны считали, что советские войска использовали кижские церкви в качестве базы в разведывательной деятельности и управлении огнем. Облетев Кижи и увидев, что к церквам на снегу нет ни единого следа, летчик не стал бомбить Кижи, вернулся на базу и доложил о произошедшем. Кстати, имя Лаус-Дей в переводе значит «Божий подарок». Господь, не в первый уже раз, сохранил Кижи. Сегодня, в декабре, можно увидеть Кижи вот такими.

Tatiana_Zakharova: mistral пишет: Сегодня, в декабре, можно увидеть Кижи вот такими. Красиво!!

Uliana: Сказочные купола!!!

mistral: С крыльца Покровской церкви виден дом Овшевнева. Он был построен в деревне Овшевнево Медвежьегорского района в 1876 году. Реставрирован по проекту Э.Ильина в 1951 г. Основательный, как все северные дома. Всё хозяйство под одной крышей. Строили дом для себя члены одной большой семьи Овшевневых - сами родители, сыновья с жёнами и детьми. В интерьере дома собраны типичные предметы для зажиточной крестьянской семьи. Этот рукомойник я помню ещё с 60-х годов, когда я впервые побывала в Кижах. Он висит здесь, как и много лет назад. Однажды я обнаружила подобный рукомойник в старом деревенском доме, который купили мои знакомые на Волге. Они даже не представляли зачем нужен чайник с двумя носиками и какая это древность. А сам домик был занятный - с высокими порогами, русской печью. На длинных дверных кованых петлях - незатейливый орнамент, выполненный местным кузнецом в стародавние времена. Теперь этого дома уже нет. Вместо него стоит современный комфортабельный коттедж. Эта сотрудница музея занимается традиционными заонежскими вышивками. Она показывала особые стежки, рассказывала о символике рисунка и цвета. Для того, чтобы в суровые зимы не выходить лишний раз на улицу, в доме, под одной крышей были и хлев, и сарай, и кладовые с продуктами. Только бани строились отдельно, подальше от дома - опасались пожаров. Дом крестьянина Елизарова Дом был перевезен в музей в 1961 го¬ду из деревни Потаневщина, находившейся на соседнем с островом Кижи Большом Климецком острове. Он представляет еще один вариант крестьянского жилища Заонежья. Жилые и хозяйственные помещения дома Елизарова расположены под общей асимметричной крышей. Дом Елизарова имеет только один жилой этаж, поставленный на высокий подклет. Основные жилые помещения состоят из избы, сеней и двух чуланов, расположенных напротив избы в сенях. Дом Сергеева из деревни Логморучей Прионежского района. 1910 год. Реставрирован про проекту В.П.Моисеева в 1962 г. Восьмикрылая ветряная мельница - Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году. Одна из последних ветряных мельниц, сохранившихся на территории Карелии. Тип мельницы — «столбовка». Вдали, за изгородями, видна церковь Воскрешения Лазаря. Церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XIV-XVI века) — один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохранившийся до наших дней. Предание гласит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев. Церковь Воскрешения Лазаря подобна архитектурной миниатюре: столь малы ее размеры, а формы изящны и просты. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери. Церковь Воскрешения Лазаря реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1959 г. Часовня Михаила Архангела — небольшая часовня начала XIX века с сенями и колокольней. Первоначально она была построена в деревне Леликозеро на севере Онежского озера. Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1961 году; про проекту В.А.Колтовой в 2011 году. Часовня Архангела Михаила типична для северной русской архитектуры. Главная особенность часовни – это ее характерная шатровая колокольня-звонница, поднимающаяся над сенями. "Часовня Михаила Архангела имеет двухярусный иконостас, который состоит из местного и деисусного чина, и потолочное перекрытие — «небо». Живопись иконостаса датируется XVII-XVIII вв. Иконостасные иконы и иконы неба написаны в последней трети XVII века. Среди них есть подписные иконы, которые датируются 1671-1674 годами. В настоящее время иконы неба находятся под записью конца XIX века." "Благолепные обновления" усердием богатых прихожан коснулись многих церквей. "Полевые работы" на Кижах. Основная экскурсия по Кижскому погосту закончена. Она проходила по той части заповедника, которая называется "Русские Заонежья". Теперь каждый предоставлен саму себе. Можно погулять, можно вернуться на причал, купить сувениры, посидеть в ресторане. Я отправляюсь на конную прогулку.

Абакумова: Наслаждаюсь!

mistral: Договаривалась я об этой конной прогулке с администратором при входе на территорию заповедника. Стоит такая поездка 2000 руб. на 5-6 пассажиров. К назначенному времени бричка с запряжённой в неё белой лошадкой подъехала к Погосту. Искать попутчиков не пришлось. Завидев бричку народ побежал со всех сторон. Семь человек - четверо взрослых (я в красной куртке) и трое детей сразу заняли места. Для остальных желающих девушка - возница вызвала по телефону вторую бричку. Поехали! Чистенькая белая лошадка бодро бежала. Ни слепней, ни запаха конского пота, чего я немного опасалась, не было. Только когда лошадка переходила в галоп, из под копыт летели камушки, но девушка её сразу сдерживала и прогулка продолжалась в спокойном темпе. Не надо думать, что прекрасный ансамбль кижских церквей был построен на пустынном острове. В середине XVII века на Кижах были найдены медные и железные руды. Работал медеплавильный завод. В конце XVI - в XVII веке на острове было 14 деревень. Ныне сохранились только две из тех исторических деревень – Ямка и Васильево, обе находятся в центральной части острова. Деревня Ямка. расположена на восточном берегу. Это одно из исторических поселений (впервые упоминается в документах в 1563 году). Рельеф острова Кижи, как и всей Карелии сформировал ледник 11 тысяч лет назад. Отступал ледник очень медленно - по 200 метров в год оставляя после себя холмистые равнины с многочисленными большими валунами, каменистые гряды, вытянутые с северо-запада на юго-восток, холмы, гладкие и округлые с северо-запада скалы - "бараньи лбы" - с глубокими бороздами. При таянии ледника в его толще возникали целые реки талой воды. В русле такой реки скапливались валуны, гравий, сносимые туда водой. Очень часто в устье ледниковой реки под толстым слоем каменных обломков оказывались погребены огромные глыбы льда. После его таяния рыхлые своды подземной пещеры обрушивались, и на поверхности возникали глубокие ямы - термокарстовые воронки. Несколько таких воронок есть на о. Кижи. С воронкой вблизи д. Ямка связана древняя легенда: когда-то на этом месте стоял дом, где, вопреки обычаю, слишком часто устраивались молодежные гулянья. И однажды, в наказание за этот грех, дом провалился вместе с людьми. Только двум девушкам было видение, предупреждающее об опасности. Но, уходя все дальше, они не смогли устоять против своего любопытства и, нарушив условие, обернулись посмотреть назад. В то же мгновение они превратились в огромные ели. Место это старожилы и сейчас называют "Ведьмина горка". Скорее всего это своеобразное местное переложение известной библейской легенды о Содоме и Гоморре, но дом действительно мог провалиться. Название деревни - "Ямка" - тоже связано с этим провалом. В деревне Ямка все дома жилые. Здесь живут люди постоянно. Дом Ананьевой из деревни Красная Сельга Медвежьегорского района. Конец XIX начало XX века. Был перевезён на Кижи и реставрирован. Сейчас в нём живут. Часовня Петра и Павла из деревни Типиницы Медвежьегорского района. Начало XVIII века. Деревня Васильево находится на западном берегу острова. В отличие от деревни Ямка деревня Васильево всегда была маленькой и состояла самое большое из 3 дворов. Сегодня это также музейная реконструкция заонежской деревни конца XIX - начала XX века, созданная на месте старого, исторически сложившегося поселения. В 2010 году в деревне числилось 3 жителя. Часовня Успения Богородицы. Стоит в деревне Васильево на том же месте, где и была построена в конце XVII начале XVIII века. Музей заповедник Кижи продолжает пополняться новыми экспонатами. Дом Серегина из деревни Мунозеро Медвежьгорского района. Вторая половина XIX века. Настоящий дворец! Дом Яковлева из деревни Клещейла Пряжинского района, 1880 - 1890 годы. Реставрирован по проекту В.А.Крохина в 1971 г. Самая высокая точка острова Кижи - Нарьина гора. Здесь стоит часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово Межвежьегорского района. Конец XVII начало XVIII века. Виды с Нарьиной горы открываются чудесные. Остров Кижи порадовал хорошей солнечной погодой (наконец-то!). До этого дожди и чёрные тучи меня преследовали, хотя это был конец июля. Самое лучшее впечатление осталось именно от этой поездки по острову на бричке. Пешком до деревни Васильево и обратно за два часа дойти не реально. Наша поездка, рассчитанная на полчаса, затянулась почти на час. Нас никто не торопил. Девушка-возница давала самую короткую информацию предоставляя своим пассажирам любоваться окружающей красотой.

mistral: Я обещала рассказать о судьбе ещё одной деревянной церкви - "родной сестры" Преображенской церкви в Кижах. Это Покровская церковь, которая теперь стоит в Невском лесопарке в Петербурге. Двадцатипятиглавая Покровская церковь была построена в 1708 году на Вытегорском погосте Олонецкой губернии, на месте упразднённого к тому времени Покровского женского монастыря (ныне село Анхимово Вытегорского района Вологодской области). Построена она была, скорее всего, той же бригадой мастеров, что и Преображенская церковь в Кижах (1714г) только на шесть лет раньше. В 1950-х гг. Покровский храм был обмерен группой архитекторов во главе с А. В. Ополовниковым, а вскоре, в 1963 году, он сгорел. В воссоздании храма принимала активное участие архитектор Елена Александровна Ополовникова - дочь известного зодчего. Храм Покрова Пресвятой Богородицы Деревянная церковь. Действует. Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Георгия Победоносца, Иоанна Богослова Построена : 2004 -2007 гг. при деятельном участии Патриарха Алексия II, затем Патриарха Кирилла. Вокруг храма Покрова сейчас создают музей деревянного северного зодчества. Святые врата и ограда созданы на территории Покровского погоста как копии оград Спасского и Лядинского погостов Каргопольского уезда Олонецкой губернии, датируемых концом XVIII в. Часовня Спаса Нерукотворного. Конец XVIII - начало XIX веков. Располагалась в деревне Кириллово Каргопольского уезда В юго-западном углу Покровского погоста в 2012 году построен дом причта с воскресной школой по обмерам утраченного дома купца Е. А. Костина, стоявшего с 1878 г. в деревне Верховье Медвежьегорского района республики Карелия. Рядом с этим домом ведётся строительство ещё какого-то деревянного сооружения. Вероятно это копия дома Манькина (1889 г.) из д. Каскесручей Петрозаводского уезда Олонецкой губернии, образец вепсской постройки.

mistral: Вот и сам храм Покрова Пресвятой Богородицы с его 25-ю куполами. Справа стоит деревянная колокольня. Шатровая колокольня построена в 2007 году по обмерам 1884 года не сохранившейся колокольни, стоявшей с 1670-х гг. на Нижне-Уфтюгском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне - урочище в Красноборском районе Архангельской области). Кроме колоколов на этой колокольне установлен французский карильон. Каждые полчаса над погостом плывёт кружевной перезвон и часы отбивают время. Легенда связывает строительство Покровского храма с именем Петра I. Переплетаются старинные предания и исторические факты, связывают воедино события, прекрасные творения и образы великих людей. Мне не верится, что будто бы Пётр собственноручно начертал проект Покровской церкви (или Преображенской церкви?) Почему он, приверженец западных нововведений, повелел строить церковь в сугубо русской традиции - не крестовую, а "по старине круглую, о двадцати стенах", т.е. восьмериковую с четырьмя прирубами. Церкви, построенные по такой схеме на Русском севере, упоминаются в документах неоднократно, только теперь они уже погибли в разные времена и по разным причинам. Ещё в преданиях о строительстве Покровской церкви упоминается какой-то голландский мастер. Может быть он и был, и сопровождал Петра в его поездках. Но Пётр учился в Голландии строить корабли, а, всё-таки, не церкви в традиции русского церковного зодчества. Покровская церковь, как и Преображенская на Кижах, была построена без фундамента. За 85 лет - в 1793 году нижние венцы сгнили, церковь разобрали, поставили на фундамент, но "на верхнем осьмиугольнике уничтожено четыре главы и одна глава над крыльцом" - было написано в "Олонецких губернских ведомостях". В 1898 году злоключения церкви продолжились. По инициативе богатого купца А.Ф. Лопарёва церковь обшили тёсом снаружи, фанерой изнутри, покрасили в белый цвет, купола обшили железом, интерьеры церкви украсили ярким росписями на сюжеты библейских текстов. Всё это было названо "благолепным обновлением". Обо всём этом написано в статье А.В. Ополовникова и Е.А. Ополовниковой "Многоглавый символ единения". Журнал "Юный художник" №1, 1990г. Заслуга Ополовникова не только в том, что он подробно описал церковь такой, какой она перед ним предстала в 1955 году, но и в том, что он сумел, на основе документов, восстановить её первоначальный облик.

mistral: Я поднялась на высокое крыльцо и зашла в церковь. Темно, тихо, пусто. На встречу мне вышла молодая служительница и сразу замахала руками: "Фотографировать нельзя!". "Но я же специально звонила и спрашивала. Мне сказали, что можно, но только не во время службы." Она вспомнила об этом разговоре и разрешила. "Только быстро, пока никто не зашёл". Вот и получилось - моё "умение", плюс - темно, плюс - быстро... Так что уж извините! Такие иконы, как эта, объёмная, вырезанная из дерева, тоже в северной традиции. Я потом о ней вспоминала, когда в мы посещали музей резчика по дереву Кронида Гоголева. Но об этом позднее. Георгий Победоносец. Икона в приделе Георгия победоносца. (Ну совсем не в фокусе. Но таких резных икон в храме только две, поэтому решила показать.) Иконостас центрального алтаря. "Небо" Поклонный крест. Изготовлен в 2006 году в кресторезной мастерской Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, по аналогу креста XVII века. Голгофский крест установлен в память о жертвах репрессий 30-х годов. Подошла ещё одна пожилая женщина и стала рассказывать, как собирали и воспроизводили иконы для Покровского храма. Некоторые подлинники сейчас находятся в Русском музее. "Покров Пресвятой Богородицы" начала XVIII века. "Божья Матерь Азовская - Знамение множества мира". Перед этой иконой неоднократно молился о победе русского оружия в Вытегорской Покровской церкви Пётр I (известно из документов). С этих икон сделаны списки. При посещении Покровского погоста в мае 2009 года Патриарх Кирилл говорил о том, как важно, чтобы храмы не были музейными строениями-новоделами, а служили для той цели, для которой создавались. Вот тогда они будут живыми.

Tatiana_Zakharova: mistral пишет: При посещении Покровского погоста в мае 2009 года Патриарх Кирилл говорил о том, как важно, чтобы храмы не были музейными строениями-новоделами, а служили для той цели, для которой создавались. Вот тогда они будут живыми. Леночка, с удовольствием почитала и посмотрела, прямо душа поет! Спасибо огромное! Жду продолжения!



полная версия страницы